Этой достославной первосвященнической молитве предшествовало многое: события, чудеса и учение, которое Спаситель проповедовал людям и в котором открыл Себя ученикам. Говорил Он с ними не притчами, но словом божественным, где и приоткрыл тайну грядущих событий: «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто» (Мк. 8:31-21). Ученики же говорили Ему: «вот теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой» (Ин. 16:29), и спрашивать ничего не будем, ибо веруем, что Ты от Бога пришёл.
Апостол любви призывает нас сегодня внимательно послушать молитву, которую Спаситель сотворил перед своей Голгофой. Он поднял очи Свои к небу и сказал: «Отче! пришёл час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Ин. 17:1). Словами молитвы показывает, что идёт на страдания не против воли, а по собственной. Его Человеческая природа является новостью для сотворённого мира, Которую нужно обожить и ввести в славу Божественную: «ныне, прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
Спаситель уверяет нас словами священного писания о сыне погибели, о том неразумном «габбае», кто, переходя от апостольского служения к предательству, предаст Его на муки и смерть. Лукавый ученик был наделён силой свыше и именем Иисуса изгонял бесов, совершал исцеления и даже очищал прокажённых. Но страсть к деньгам, к славе и через нерадение он лишился Царства Небесного. Впрочем Сын Божий, как человек претерпет уничижение, подвергнется осмеянию и даже оплеванию. Вместе с тем, надо помнить, что Бог есть Жизнь и даёт жизнь всему живому, однако будет распят руками человеков. Но, где нет Бога, там нет жизни и удаление человека от Источника и подателя жизни составит ему мучительный плач и скрежет зубов.
Мы живём здесь, на этой грешной, полной обмана и страданий земле, но всё же находим в ней свои маленькие радости. Но ни в какое сравнение не может войти жизнь земная с жизнью во свете славы Христа пред престолом Всевышнего. Сын Божий предупреждает, когда нас посетят тяжкие скорби необходимо отложить попечения житейские и прибегнуть в молитве к Богу: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам, еще немного, и мир уже не увидит Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14:18). Несмотря на все уверения, час близок, когда все они содрогнутся от событий грядущих в Иерусалиме, разбегутся в себялюбивом страхе и оставят Его одного.
Своими божественными словами Иисус готовит апостолов на всемирную проповедь. Открывая им тайны будущего, которые делают их совершенными лишь с той целью, чтобы все будущие поколения уверовали по слову их. И не нужно содрогаться от грядущих событий. Если мы заслуживаем милость, то обязательно милость подаст нам Бог. Ибо Он и сказал, что не истреблю город ради десяти праведников. У Креста до последней минуты находился апостол любви, Иоанн и содрогался о происходящем факте, совершившемся на его глазах. Сложно было принять ученикам факт вольного распятия и едва ли легче нам понимать это с вами. Поэтому Бог не торопит, но даёт время жизни 70 – 80 лет, небольшой отрезок времени чтобы научиться жить с Богом, любить и доверять Ему.
Посему говорит: «Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (Ин. 17:8). Молитвой подтверждает, что Церковь стоит в истине, а в лице Петра и других апостолов, на его твёрдом исповедании положил основание собрания верующих во Христа: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:17). Павел, первоверховный апостол говорит нам, что Епископ есть орудие Духа Святаго.
Если заглянем в более ранние тексты торы, Пятикнижие Моисея, читаем: «сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их» (Чис. 18:21-22). Служат Богу левиты - потомки Левия, родоначальника одного из двенадцати колен Израилевых, назначавшиеся в соответствии с законом, данным через Моисея Богом, на особое служение при скинии (храме), в помощь священникам — потомкам Аарона, происходившего из того же колена. Вот таким образом в Ветхом Завете мы видим, как Господь определил кому совершать порядок служения Ему.
Однако посмотрим на наш сегодняшний мир, как много разного рода конфессий и сектантских объединений заполняют наше сознание. Лидеры этих сект говорят о Христе и используют в своём учении совокупность специфических ритуальных предписаний. Однако, они сами не войдут в жизнь вечную и губят тех, кто доверился им и следуют их учению. Господь видит опасность, которая исходит от мира для Его Церкви, но в противостоянии миру даст нам «Духа Святаго», чтобы понести нам крест, распять грех через покаяние и жить по Евангелию. Бог имеет всеведение, знает и видит в настоящем. Ему известен любой человеческий поступок, чувство и каждое сказанное слово.
Затем, чтобы сохранить во имя Своё тех возлюбленных Им, которые были с Ним в мире и наконец просил, чтобы Отец освятил и сделал совершенными не только их, но и все народы настоящие и будущие, за которые преломляется Тело и Кровь Христа Сына Божия во оставление грехов, Он добавил: «Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин. 17:18). Христос молится о мире и Телом умирает за этот мир, молится за тех, кто принимает Его слово истины и верует Ему. Мы знаем, что верующие в Сына Божия всегда будут находиться под Его покровом и совершать служение Богу на всяком месте владычества Его.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Ин., 56 зач., XVII, 1-13.
1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,
2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.
11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.
12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
|