Неделя 4-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать

IMG 20220710 083112 1

10 июля 2022 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 8:5-13).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В сегодняшней евангельской вести, апостол и евангелист Матфей свидетельствует о чуде, которое Христос совершил в достопамятном Капернауме. Городе, каковой располагается на северо-западном побережье Генисаретского озера, в Галилее. До сегодняшнего дня природа тех мест богата свидетельствами событий того времени, славного пришествия в мир Сына Божия, Иисуса Христа. Уже одно то, что этот военный человек, любил своего слугу как сына, переживал и сострадал о нём, приблизившегося к смертным вратам, говорит о благородстве и возвышенности его души. Характер и душевное устройство сотника выражается ещё в смирении и чувстве недостоинства, и он вполне убедился в том, что перед ним не просто проповедник, а Человек от Бога.

События того дня развивались следующим образом: в окружении многочисленной толпы Спаситель вошел в Капернаум, где к Нему подошел некий сотник. Сотник, командующий центурией римской армии, назначался полководцем, скорее всего, из известных ему лично наиболее опытных и достойно проявивших себя легионеров. Это человек был не просвещенным - язычником, который с религиозной точки зрения не имел веры во единого Бога, а был попросту многобожником. У него в доме случилось несчастье, внезапная парализация молодого слуги поспешно побуждает его идти навстречу к Тому, Кто сегодня вошёл в Капернаум. Лишь с одной просьбой он предстаёт перед Спасителем и говорит: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Последовал ответ: «Я приду и исцелю его» (Мф. 8:7).

42 Lk 07 02 RG IMG 20220708 141010 ma621xresdefault1

После слов Христа сотник показывает, что вера и доверие к Иисусу прочно закрепилась в нём и отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Глубочайшая и незаурядная вера в Спасителя послужила сотнику достаточным чаянием одного слова, чтобы осуществилось ожидаемое исцеление слуги. Если к своему рабу он так относился, проявляя столько жертвенной любви, то какова должна быть душа этого чужеземца, для которого явно не было разницы между близким человеком и чужим, сыном и слугой, оказавшимся в беде.

Услышав сие, Иисус обратился к народу: «истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8:10). Спаситель удивляется тому, как этот римский язычник, будучи не знаком с Истинной, не слышав учения Христа, верит, что лишь одно Его слово способно животворить и исцелять. Не менее интересны и слова Христа: «…в Израиле не нашел Я такой веры». Народ, который был выведен из Египта, народ, который славился своими патриархами, отцами-прародителями народа Израиля — Авраамом, Исааком и Иаковом не имел такой веры, которую показал евангельский сотник. Свойства его характера во многом превосходили даже те качества, которые Господь старался возрастить и укрепить в душах Своих учеников и последователей.

И потому смиренно произнёс: «говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8:11). Не сказал, что многие язычники возлягут, чтобы не огорчить иудеев, но прикровенно сказал: «с востока и запада». И здесь словосочетание возлягут, подразумевает собой, что они будут, как чадца Отца Небесного, как иудейские праведники, возлежащие на лоне Авраама. Лишь сыны Божии могут наследовать то, что уготовано им Отцом. И только сыны Божии могут возлежать в Царствии Небесном, не слуги, а сыны наследуют Царство. Слуги всего лишь выполняют волю своего Господина, а возлежат с ним Его дети. Этими словами Иисус подтверждает путь дальнейшего становления спасительной Церкви, о чём ученики Его на тот момент даже не предполагали.

Продолжая благовествовать, Иисус говорит: «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12). Сынами царства Он называет иудеев, среди которых царствовал Бог, и которые считали, что уже двумя ногами находятся в Царствии Божием. Но за неверие во Христа Спасителя, пришедшего на землю спасти мир, они будут изгнаны и станут плакать и скрежетать зубами от осознания того, что отвергли Христа и уже ничего не нельзя изменить. Эти Христовы слова поясняют нам, что спасение будет предложено не только иудеям, но и всем человекам от Востока до Запада, всем народам земли, последовавшим за Сыном Божиим, а не принявшие веру во Христа лишат себя Царства Божия и будут изгнаны во тьму внешнюю.

Аминь. 

piugoipf8yvcghhjkkui678

Евангельское Чтение

Лит. -  Мф., 25 зач., VIII, 5-13.

5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:

6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;

9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;

12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.