ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Неделя 15-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь Печать

20220925 083629

25 сентября 2022 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 22:35-46).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Сегодняшнее евангельское чтение повествует нам о том достопамятном дне, в который, впрочем, как и всегда Спасителя окружало множество народу. Однако, среди этой народной ватаги в большей степени присутствовали книжники, набожные фарисеи и философы саддукеи, которых Иисус посрамил, говоря им в ответ: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией…» (Мф. 22:29). Народ дивился учению Его, а фарисеи, уразумели, что Христос привел саддукеев в молчание, уединённо собрались вместе между собой. И как мы видим, теперь фарисеи готовят заведомо ложный вопрос, пропитанный злым умыслом, и выставляют одного из своих законников, который подаст им повод к осуждению Христа.

Теперь один из них, спросил: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Десять заповедей были даны Моисею Богом на горе Синай, в стране Египетской. Начертанные на двух каменных скрижалях. Эти заповеди и сегодня свидетельствуют нам о правде Божией. Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасение души своей. Десять основных законов разделены на 4 и 6. Четыре относятся к отношению Бога к человеку, а другие шесть - божественные правила, отношений между людьми. И если бы человечество жило по этим заповедям, то ничего плохого не пришло в настоящий мир. Потому, что все беды человечества от того, что мы нарушаем данный декалог.

f2874651fd9e5c6f12f5d7364a33d4c8 e5c002cb38eb7 maxre76sdef3ault

Однако, с сердечной любовью Спаситель отвечает этому набожному фарисею: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37-38). Как мы видим, этот ответ вмещает в себя все четыре заповеди находящиеся в первой половине скрижали. Провидя лукавое сердце законника, Иисус продолжает: «вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:39-40). В этом простом и в тоже время, в спасительном ответе теперь и мы видим, как вмещаются или формируются все остальные законы второй скрижали.

В молитве Господней, мы с сердечным упованием произносим: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли…» но соответствуют ли эти слова нашему доверию Богу? Всецело ли мы доверяем себя Богу? Конечно нет. Мы молимся, а сами в мыслях гадаем о завтрашнем дне, что он нам преподнесёт. И такое отношение больше говорит о недоверии к Богу. Мы забываем, что здесь всё временно. Проживая земную жизнь, и, если её возможно соизмерить с вечностью – окажется, что это всего лишь миг или вспышка, подобно природной молнии. Бог Податель жизни, а мы Его дыхание. И этим дыханием мы призваны из небытия в бытие, а затем будем призваны в вечность. Живя в мире, который полон соблазнов и искушений, нужно научится всецело доверяться Богу, через исполнение заповедей первой скрижали.

Жизнь не бывает без скорбей, и доверяя Богу, мы получим укрепление посреди земного пути. Пример для нас царь Давид, не просто царь, но и пророк Божий. Будучи призван к высокому, претерпевает искушения - царь Саул, посылает убийц, убить его. Находясь в одиночестве, Давид пишет: «Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе? Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей, ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6:1-6). Эти скорбные искушения укрепили царя Давида, также и наши скорби, принимаемые с упованием на Бога, делают нас сильнее.

Как сложно бывает возлюбить ближнего своего. Проще возлюбить дальнего, которого мы мало знаем. Протянуть кусок хлеба и какие-то незначительные монеты нищему бывает гораздо легче и проще, чем возлюбить того, кто обидел или причинил нам немалый вред. Об этом и говорит Спаситель книжнику и всем нам через евангельское чтение сегодняшнего дня. Через такой жизненный труд мы и спасаемся, и служим Богу и угождаем ближнему. А фарисеи, слушая Иисуса молчали, и никто не мог отвечать Ему ни слова. Но затем, Спаситель спросил их: «что вы думаете о Христе? чей Он сын?» (Мф. 22:42). Говорят Ему: Давидов. Поскольку был обещанным Мессией, что значило, что Он был от семени Давида.

Снова последовал вопрос от Иисуса: «как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» (Мф. 22:43-44). В этих божественных словах мы явно видим, как перекликается согласие пророческое и апостольское изречение. Спаситель спрашивает, каким образом Он является сыном, если Он его Господь: «итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его, а множество простого народа слушало Его с услаждением.

Аминь.

1434723122

Евангельское Чтение

Лит. -  Мф., 92 зач., XXII, 35-46.

35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

38 сия есть первая и наибольшая заповедь;

39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

42 что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

43 Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"