Трогательная, высокая и преисполненная любви речь заключалась в прямом руководстве, как должно людям строить взаимоотношения между собой. Этот евангельский закон возвещался устами кроткого и смиренного сердцем Иисуса: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). Какая польза человеку в любви к тем, кто любит его? Конечно, достойно, когда мы любим любящих нас. Но какая нам за это награда? Спрашивает Господь. Ведь делая добро и получая взамен обратно, мы остаёмся при своём. Любить тех, которые любят нас, легко; в этой любви нет особенного подвига. Это не добродетель в строгом христианском смысле и не подвиг, потому и не заслуживает особенной награды.
Продолжая провозвестие, Спаситель сказал: «и если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк. 6:33-34). Грешники или язычники подразумеваются здесь те, кто ещё не просвещён светом Евангельской Истины и не познал Истинного Бога. Они живут в своём обществе и любят тех, кто любит их. Так же и добро делают тем, кто добро делает им. Взаймы они дают друг другу в надежде, что получат равное или даже больше того.
Из этого выходит, что и мы не лучше язычников, если воздаем друг другу только равное за равное, если оказываем другим любовь с тем, чтобы от них воспринять взаимную любовь, если делаем добро с тем, чтоб от них получить благодарность. Однако, Господь открывает глубину Божественной истины: «но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6:35). Это нелегко, но мы способны по примеру Спасителя делать добро к неблагодарным и злым. Только в этом случае человек назовётся сыном Всевышнего, а это великая награда.
Но как полюбить нам того, кто напакостил нам? Как любить и доверять тому, кому больше не веришь? Ведь он поступил с тобой несправедливо, а возможно предал тебя. Любить врага не значит снова сидеть с ним за одним столом и делить трапезу. Важно простить его. Важно погасить в себе пламень мести и не ждать, когда он будет наказан, а я стану торжествовать. Конечно, любви прежней к нему уже не будет, но и не должно быть ненависти. «Любить врага» – эти слова выходят далеко за пределы обычной человеческой логики. Однако вспоминаются слова, давно произнесённые христианскими учителями: «Ты должен ненавидеть зло, а не того, кто совершает его». Или иначе: «Ненавидеть грех, но не грешника».
Отпустить обиду ближнему, - призывает нас Господь в сегодняшнем Евангелие, и подавите гнев и не питайтесь местью. Живите в радости и будет награда великая вам и назовётесь сынами Всевышнего, потому что Он благ к неблагодарным и злым. Заканчивая Своё слово к слушающим Его, Господь произнёс: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36). Иными словами, «быть милосердным», значит иметь основу такого служения – как самоиспытание, происходящее в кротости, которая не осуждает. В любви, которая не признаёт грехов других. Скромности, которая не унижает и не оскорбляет других. И наконец, вера, которая всегда ищет подкрепления свыше.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 26 зач., VI, 31-36.
31 И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.
32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.
34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
35 Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
|