Неделя 19-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь Печать

20221023 101501

23 октября 2022 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Лк. 7:11-16).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Апостол от 70-ти и сподвижник апостола Павла евангелист Лука свидетельствует о Иисусе Христе, что Он есть истинный Бог. Основанием этого послужило событие, о котором мы услышали в сегодняшнем Евангельском чтении. Событие происходит после того, как Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народу. По Своей воле Иисус идёт в достопамятный город для совершения великого чуда воскрешения. Он показывает всем, что обладает не только животворительной мощью Своего слова, но и добротой, соединённой милосердием к человекам. И это сострадание выходит из Его Человеческого естества.

Наин, совершенно небольшой город в нижней Галилее, недалеко от Капернаума, к юго-западу в оконечности малого Ермона. Путь их пролегал через каменистую местность, по пескам и сложному рельефу тропинок. Расстояние от Капернаума до Наина составляло немногим 40 километров, и проходило между двумя знаменитыми горными вершинами: Фавором и Ермоном. Спаситель следовал в окружении учеников и многолюдной толпы, которая двигалась за Ним. В этот светлый и счастливый день Он сопровождался необыкновенно ликующей и восторженной толпой. И тем самым расстояние сокращалось чрезмерно незаметно, и вот город уже находится в поле их зрения. И что же они видят?

fcwa1cklsEoPpJ0dCo4ANVgRzxp9p-HE ma720xresdefault maxr29esdefault

Городские ворота, впускавшие и выпускавшие путников, вдруг открылись и глазам Спасителя и тех, кто был с ним, предстала скорбная картина. Из города выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народу шло с нею из города. Женщина в своё время уже познала горечь смерти, через потерю своего мужа, а теперь она прощалась со своим сыном, который был радостью в её и без того тяжёлой жизни, однако теперь он бездыханно лежит на носилках. Зрелище было более трогательным и печальным, чем обыкновенно, потому как сопровождалось сверх отчаянным и неудержимым воплем, как обыкновенно оплакивали умерших.

Траурная процессия направлялась за городскую стену, в сторону ущелья, где и намеревались похоронить сына вдовы в согласии с иудейскими погребальными обычаями. Однако, эти процессии встречаются на пути грядущего царя. Первая была наполнена радостью и ликованием, а другая скорбью и неуёмной печалью. Вдова плетётся за носилками в слезах омрачённая горем, потому что не видит ничего, кроме бездыханного тела единственного сына. Однако нежное сердце Спасителя сжалилось над несчастной матерью, и Он сказал ей: «не плачь» (Лк. 7:13). А далее по свидетельству евангелиста Луки происходит следующее: «и, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!» (Лк. 7:14).

Между собой народ уже рассуждал, ведь многие из присутствующих были свидетелями Его чудес. Шёпот прокатился по густой толпе: неужели Иисус совершит чудо? Однако мы с вами знаем: для Бога нет сложности ни в чём! Бог есть жизнь. Вдумайтесь, кто есть мы с вами, а мы есть Его дыхание. Дыхание Того, Кто живит всё вокруг и есть Вечность. Обратимся к тексту книги Бытия: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2: 7). И не мог не воскреснуть тот, кого только что коснулся Бог, Который спокойно произнёс: встань! Невозможно смерти находиться у источника жизни, Который есть сама Жизнь.

Правоверные иудеи вспоминали, как когда-то Илья пророк воскресил сына вдовы из Сарепты Сидонской. Илья крестообразно лёг на умершего и молился Богу: Господи, Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. Помнил народ, как пророк Елисей воскресил сына Сонамитянки, которая оказала ему гостеприимство.  В обоих случаях были приложены неимоверные усилия и пламенная молитва, это был труд, который продолжался несколько часов. А здесь Спаситель собственным именем, Своею собственной властью, возвращает человека к жизни. Смертная пустота отступила, наполняясь жизнью: мёртвый, поднявшись, сел и стал говорить.

Когда Иисус отдал юношу матери его: «всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк. 7:16). Через явленное чудо, жители города приняли Спасителя за «Великого Пророка» и посланника Божия. Всё-таки наинские жители не верили ещё во Христа как в Спасителя, Он для них был посланником, великим пророком, который должен помочь своему народу. Из всего видно, что жители вряд ли бы уверовали во Христа, как Фома апостол уверовал в Него с первого взгляда. Владыка митрополит подчёркивает горячую веру Близнеца: «Однако, когда Фома увидел воскресшего Господа, то был настолько поражён, что воскликнул исповедание, потрясающее по своей глубине: Господь мой и Бог мой» (Слово по окончании Божественной литургии во 2 неделю по Пасхе в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы 2022 год).

Аминь.

maxresdefa555ult

Евангельское Чтение

Лит.  -  Лк., 30 зач., VII, 11-16.

11 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

15 Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.