Собравшемуся народу из десяти ближайших городов, которые в трепетном ожидании расселись на зелёной траве и приготовились слушать слово, Он обратился к ним притчей, в которой каждый мог узнать самого себя: «вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8:5-8). Из этого поучения нам следует принять то, что даёт нам Бог, и готовить почву своей души для принятия Божественного дара.
Очевидно, ученикам не так легко было понять её в полном значении и потому спросили Его: «что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах» (Лк. 8:9-10). Вот что значит притча сия, - говорит Иисус: «семя есть слово Божие» (Лк. 8:11). Великое Слово Божие возвещается нам на протяжении более двух десятков столетий и показывает нам правильный путь вхождения в радость Господа своего. Через Евангельскую весть человек должен сам увидеть под убогой внешностью величие и красоту Богочеловека. Полюбить Его униженным и не за могущество и силу только, а бескорыстной любовью своего человеческого сердца, всецело отвечать на Его Отеческую любовь.
Слово Евангелия сеется без всякого насилия, как семя жизни во все людские сердца. В связи с этим Господь продолжает говорить ученикам: «а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» (Лк. 8:12). Посетил человек храм, присутствовал на богослужении и даже слушал евангельское чтение, но, выйдя из дома Божиего, как тут-же дьявол устремленно «как рыкающий лев» (1 Пет. 5) похищает из сердца все семена евангельского учения. Человек пребывал в Церкви, но спасительное слово потерял, так как не дорожил услышанным Божественным назиданием.
Есть и такая категория людей, которые принимают его как нечто полезное, но ни как спасительное для души: «А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают» (Лк. 8:13). Здесь же человек принял Божественное слово и зарождается в нём желание жить в согласии с Богом. Приложил доброе усилие исправить свою жизнь с тем, чтобы встать на путь спасения. Однако жизненная суета, дом, работа, или искушение, и всякого рода притеснение в вере не дают расти семени евангельской истины и развиться в человеческом сердце. Соответственно никакого спасительного плода не будет в этом маленьком сердечке.
Встречается и такой разряд людей: «А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (Лк. 8:14). Здесь человек с радостью принимает слово Божие, умом понимает, а на деле делает упор в богатства и на житейские блага. Мир предлагает нам образ жизни совершенно другой и потакая искушениям, - семя положенное в наше сердце, заглушается. К примеру, здесь можно предположить, что в воскресное утро надо рано вставать и идти в храм Божий на молитву. Один встаёт с постели и идёт, а другой спит и нежится на кровати, говоря: у меня один выходной и я должен выспаться и отдохнуть. Какая Церковь? О чём ты говоришь. Иди и помолись за меня.
Добрая земля – добрые души жаждущие правды и хранящие любовь: «А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8:15). В этом случае семя бережно хранится слушающим и в терпении сберегается во все дни его жизни. Такая человеческая жизнь может вливаться в жизнь Божественную, чтобы с ней сообщаться, и возникшая пространственная преграда бесследно исчезает. Сохранив в своём сердце доброе семя, христианин получает награду в шестьдесят или во сто крат. Слово Божие возбуждает богодарованные для добра силы и сообщает способность хранить семя в терпении.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 35 зач., VIII, 5-15.
5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
|