Неделя 22-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать

20221113 083836

13 ноября 2022 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Лк. 8:26-39).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Из сегодняшнего Евангельского чтения мы твёрдо знаем и верим сердцем, что Господь видит каждого человека и сопереживает о каждом. Стучится в наши сердца и призывает изменить свою жизнь, осмыслить наши желания, поступки и помыслы. Но почувствуем ли мы этот невидимый, но спасительный божественный стук! Пожелаем ли впустить в свои сердца Спасителя и Бога нашего? С сердцем сокрушенным и смиренным надо искать Бога, тогда в простоте найдём Его и будем радоваться Его Божественной милости к роду человеческому. Бог смотрит не на внешнее состояние и положение человека, а на внутреннее развитие и духовное возрастание. Именно об этом повествует сегодняшнее евангельское чтение.

По слову евангелиста: время ночной стражи несколько часов в порывистом ветре, в свирепой буре и яростном шторме, подвергало испытанию будущих апостолов. Но затем ветер утих, и на водной глади сделалась великая тишина. Бушующая стихия, которую Христос во всём Своём спокойствии естественного величия так чудесно претворил, становится прообразом нашей земной жизни, и испытание неожиданным поветрием уничтожает старое и воссоздаёт новое. А лодка, с путниками скользя по звёздному отражению усмирённой воды, коснулась почвы каменистого берега той части Переи, о которой говорит евангелист Лука, «страна Гадаринская» (Лк. 8:26).

04 Jesus TroubledMan JPEG 1024 cd1132819365aabf55aa459e119e35ba 474fc14aa8136a49ad4fc4f68bf43d7b

Когда же Спаситель вышел на берег из рыбачьей лодки, то услышал проявление свирепости, безумства и одичания человека одержимого бесами. Несчастный пал пред Ним, с громким и испуганным голосом умолял не мучить его прежде времени: «что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8:28). Ученики трепетно вздрогнули, ибо не могли ещё опомниться от ночного испуга возмущённой и усмирённой воды. Были под впечатлением поразительного чуда, однако не могли найти ответ своим разговорам: кто же Сей, что и ветер, и море повинуются Ему? И вот теперь, уже на этом берегу услышали ответ, где одержимый умолял, называя Иисуса – Сыном Божиим.

Следует помнить, что Бог прежде всего желает, чтобы все мы спаслись. Для этого Иисус пришёл в эту страну, явил возможность даже свирепому и одичавшему безумцу и потому задал вопрос: «Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него» (Лк. 8:26). Страдалец потерял человеческий разум, ибо бесы подчинили его себе, и искалеченная личность помнила только одно, «легион». К новозаветным временам в состав легиона обычно входило от шести до десяти тысяч пехотинцев. И этот одержимый человек чувствовал, что в нём множество нечистых духов. И они просили Иисуса голосом страдальца, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них.

Нечистые духи вышли из человека и вошли в стадо свиней состоящих из двух тысяч или более голов, и бросились с крутизны в озеро и утонули. А свободные пастухи, оказавшись свидетелями произошедшего, поспешили в город и окрестные селения сообщить о необычайном чужеземце. Вся эта сцена носила бурный и ужасающий характер, великое чудо сотворил Иисус – освободил жителей от свирепого человека. Бывшего обитателя могильных пещер. Ведь его связывали цепями и железными узами, которые он в яростном порыве гнева разрывал, однако теперь был спокоен как добрый отрок, и мирно сидел у ног своего Спасителя.

Народ гергесинский: гадаряне и герасинцы из всех соседних местностей сбежались посмотреть на путешественника, посетившего их берега; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, одетого и в здравом уме; и они ужаснулись. Для жителей этой части Переи оказалось трагедией потеря стада в несколько тысяч голов, что им до чудесного исцеления бесноватого. Что им до слов Истины, когда произошла такая утрата прибыли. Дорогие им свиньи оказались в опасности; нажива и алчность каждого отпавшего от веры своих отцов иудея и полудикого язычника в этой местности, очевидно, была дороже всякого человеческого милосердия, и материальная выгода оказалась выше Божественной силы.

Они явно выращивали свиней в больших количествах, и очевидно, что свинину продавали язычникам, в частности, римлянам. Прибыль же их была весьма и весьма большой. Они видимо убоявшись наказания за незаконный промысел и нарушения самого Закона, и присутствие такого человека, каким был Иисус, с постыдным и настойчивым единодушием принудили Его: «удалиться от них» (Лк. 8:37). Очевидно, что любовь к своим грехам и порокам недостойного труда, открыто предпочитая всё низкое и грязное, отвергает благословение Царства Божия и лишает их прямого Христова спасительного учения, ибо только в Боге путь, истина и жизнь.

Спаситель без обличительных слов, но с грустью оставил негостеприимный берег, повернулся в сторону лодку и оставил пределы той страны. Однако же Он не во гневе оставляет их, но предоставляет ещё один последний благоприятный случай жителям той местности, и человеку, из которого вышли бесы, Он открыто повелел: «возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог» (Лк. 8:30). И таким образом бесноватый гергесинец, бывший ужасом страны, стал первым проповедником славы Божией в стране Десятиградия. Нося в собственной личности подтверждение своих слов, исповедал всем, что сотворил ему Иисус.

Аминь.

maxre5611sd

Евангельское Чтение

Лит.  -  Лк., 38 зач., VIII, 26-39.

26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него.

31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

39 возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.