ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Неделя 24-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь Печать

20221127 084409

27 ноября 2022 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Лк. 10:25-37).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В сегодняшнем евангельском чтении мы услышали свидетельство апостола и евангелиста Луки о той ясной беседе Иисуса Христа, Который восседал со Своими учениками и немалым количеством слушателей Его. Посреди возлежащих находились книжники и внимательные фарисеи. И слушали они Его поучение и анализировали сказанное, сопоставляя с законом Моисея, данного самим Богом народу Израильскому в подзаконной религии. Спаситель также обращал всякое неуместное замечание из толпы, всякую презрительную насмешку и всякий неразумный вопрос в наставление для поучения слушателей и через них к нравственному возвышению и душевному миру всего человечества.

И вот, законник один из них, встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Этот евангельский слуга закона видимо хорошо знал Тору, а может быть и весь Тонах. Однако фарисейская закваска преобладала в нём большей степенью, и злые умыслы побуждали неблагородные намерения. Нужно веровать не только буквам священного Писания, но следует смело верить Богу всем своим сердцем и разумением. Церковь есть живой организм, состоящий из нас с вами. Законник же спрашивал не от получения назидания для спасения своей души, но искал предмет уловить и обличить Спасителя. Ему казалось, что учение Иисуса не соответствует настроению мышления книжников и фарисеев.

Спаситель без усиленных стараний сказал ему: «в законе что́ написано? как читаешь?» (Лк. 10:26). Слуга закона дал в ответ лучшее изложение, какое только было на то время, в лучшем учении своего народа: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Иисус подтвердил ответ и обстоятельно сказал: «правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Лк. 10:28). Но законоучитель не искал повода научиться у Спасителя. Его целью не являлось получить духовное руководство, но желая оправдать себя и прикрыть своё отступление, сказал Иисусу: «а кто мой ближний?» (Лк. 10:29).

Не желая терять драгоценного времени на праздные вопросы, но с отеческой любовью Иисус ответил поразительной притчей: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым» (Лк. 10:30).

2439824 ma772345111 11 gitan 1024

Расстояние от Иерусалима до Иерихона составляет порядка двадцати пяти - тридцати километров. Путь лежал через пустыню Иерихонскую – место дикое, гористое и скалистое; тут водилось много диких зверей и имели притон разбойники. По прошествии стольких лет почти ничего не изменилось. Случается, что и в настоящее время грабители бедуины делают беспокойство путникам, посещающим эти знаменитые места.

Спаситель продолжает: «По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо» (Лк. 10:31). Видимо не было возможности у священника тратить время на страдальца. «Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо» (10:32). Левиты принадлежали к числу учителей народа, но посмотрев на искалеченного иудея, пошёл своей дорогой, не сделав ничего для несчастного. Но вот на горизонте появился ещё один путник и это был самарянин. Но, как мы помним, иудеи презирали самарян как нечистых идолопоклонников. Они не смешивались и не сообщались друг с другом. Потому и сказала жена самарянка Христу у колодезя Иаковлева: «как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» (Ин.4:9).

Из Церковной истории мы помним, что по смерти царя Соломона произошло разделение на два государства: двухколенное Иудейское и Израильское, в состав которого входило десять колен. Престол царя Давида наследовал внук его Ровоам. Во главе Израильского государства встал Иеровоам, бывший при Соломоне одним из его смотрителей над оброчными. Приняв от северных колен помазание, Иеровоам не устоял в чистоте веры, политические интересы страны оказались ему дороже интересов веры. И религиозные реформы обернулись грубым народным идолопоклонством. Первое получило название Иудейское Царство со столицей в Иерусалиме, второе - Израильское Царство, со столицей в Самарии.

Это верное Иудейское царство составляли Иудеи, учителями которого были законники. Христос внимательно посмотрел на него и продолжил повествование: «самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два сребренника, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10:33-35). Тишина окутала слушающих Спасителя, лишь Его божественный голос проникал в сердце, и сам книжник слушал с большим вниманием.

Однако вера его была не более чем как краска на лице мертвеца. Потому Господь предлагает книжнику лично ответить на вопрос: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10:36). Учитель закона чувствуя, что он никак не может включить в число ближних ни самарян, ни язычников и даже мужественно и откровенно произнести «самарянин», а употребил жалкий перефраз: «оказавший ему милость» (Лк. 10:37). Вместо того, чтобы воспользоваться этим божественным назиданием, законник сильно показал упадок своего духа. В народе, в то достопамятное время ходила древняя языческая пословица: «многие носят нартекс, но не многие вдохновляются».

Все иудеи знали ответ на этот вопрос, данный Богом ещё в Ветхом Завете в книгах: «Второзаконие» (Втор. 6:5) и «Левит» (Лев. 19:18), следовательно учитель народа не был настолько тупоумен, чтобы не видеть и не знать правильный ответ. Для совершения добрых и милосердных дел, нет различия между людьми. Творец во всех видит одно создание, определяет ближнего не делами и достоинствами, но природой, потому как все имеем одну и ту же природу, и потому являемся ближними между собой. Закон любви написан в нашем сердце, и наш ближний не по духу только и крови, но всякий, кто встречается нам на жизненном пути, потому Иисус сказал: «иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:37).

Аминь.

imgonline-com-ua-Frame-blurred-R2Q9M0XNM0gc

Евангельское Чтение

Лит.  -  Лк., 53 зач., X, 25-37.

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26 Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?

27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"