ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Неделя о мытаре и фарисее. Воскресная проповедь. Печать

20230205 083836

5 февраля 2023 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Лк. 18:10-14).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Через сегодняшнее евангельское чтение, которое благовествует нам апостол и евангелист Лука мы вновь услышали Господа Нашего Иисуса Христа, Который в безграничной любви обращается к своему творению. С неизреченным человеколюбием Он поправляет горделивых, которые присутствовали в тот достопамятный день среди собравшимися, какие теснились около доброго Пастыря и великого Врача, чтобы послушать Его. Божественный Учитель поучал, что Бог больше любит кающееся смирение, чем простое внешнее служение. И сердце смиренное и сокрушенный дух - есть жертвы, которые Бог с радостью принимает и на которые непременно последует ответ. В этой связи, Он произносит им притчу о фарисее и мытаре.

Свою беседу Он начал выразительным воззванием, что два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю» (Лк. 18:11-12). На первый взгляд его начальные слова вырисовывали его идеальным праведником, и любой священник хотел бы видеть его в своём храме. Ведь он благочестив и десятину отдаёт исправно, а это важно для содержания храма в его благолепии и чистоте. Жертва праведного благоприятна Богу и память о ней будет незабвенна.

imgonline-com-7 16138707390


Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, как бы поражал своё сердце за лукавые советы и пробуждая оное от сна только и говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). У него мерой праведности служил Бог, и имея перед собой это установление, он искренне сокрушался о своей греховности. Однако фарисей, после столь важных слов «Боже! благодарю Тебя», переходит в горделивое состояние и прежде всего, осуждает других людей. Он опирался в своей собственной жизни только на заслуги постов и десятин, «другие люди» служили ему мерилом собственной праведности. Однако мы с вами помним, что судья всему один лишь Господь Бог.

Только Бог в праве совершать суд над венцом Своего Творения, человеком. Апостол Павел говорил, что постящийся постится для Господа, и не постящийся не постится для Господа. Как же понимать эти слова? Мы постимся, так как знаем законы церковные, но когда мы узнали эти законы? Когда в нашей жизни наступило время перемен, когда мы стали жить в согласии христианского учения? Наверно было время, когда мы не постились, и нам не было дела до храма и жизни церковной. Так вот видимо и то, что ещё не настало время духовного усовершенствования для не постящегося. Он ещё не пришёл в согласие с законом в этой спасительной благочестивой жизни.

Сегодняшнее евангельское чтение не против поста, но вкладывает в наше сознание правильную мысль о посте: «Пища не приближает нас к Богу; ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8). Апостол Павел писал в своих наставлениях к римлянам: «Ядущий да не осуждает не ядущего, а не ядущий не осуждает ядущего» (Рим. 14:1). Горделивые мысли набожного фарисея и слова собственной возвышенности неправильно выдвигали его громкие слова. Опасное самомнение и несогласованность с мыслями лишает самого фарисея правильного размышления о собственном спасении. Конечно же, никто не отнимает его заслуг в посте, в воздержании и в жертвенной десятине.

Грешный мытарь, презираемый своим народом, осознал в своих действиях серьёзность своего духовного падения, что грешен перед Богом и подобно царю Давиду, который говорил: «Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс. 142:1-2). Царь Давид в этих словах осознаёт, что он грешен и просит Господа не судить его. Ведь не один человек, живущий на земле, так просто и сразу не может оправдаться перед Богом. Возможно, что данные слова были прочитаны мытарем и привели его к покаянию. Одолеваемый чувством стыда, через сердечное сокрушение он испрашивал только одного, - милости.

В сегодняшнем Евангелие и к нам, к Своему творению обращается Господь: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 13:14). Из этих божественных слов мы замечаем, что благодать Божия сильна извлечь добро из зла; мытарь был грешником, и этот грех привёл его к великому покаянию. Также можно увидеть, что злая сила искусителя превращает добро во зло. Заявленные поступки превозносили фарисея, а то что он не являлся грабителем и обидчиком, это только украшало его. Однако, лукавый дух через самолюбие и собственное представление о праведности подталкивал его к гордости и на собственную погибель.

Аминь.

nedelya-o-mytare-i-farisee-art-m

Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 89 зач., XVIII, 10-14.

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"