Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Проповедь Печать

PWxFV4QV5Xk

5 марта 2023 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Ин. 1:43-51).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Цель и назначение пришествие Иисуса Христа в этот мир, есть веха утверждения и укрепления нас в вере. Вера, которую хранили наши отцы, постепенно умалялась и становилась лишь внешней. Бог, многократно и многообразно говорил издревле отцам в пророках, которые сообщали правду Божию, однако за это подвергались насмешкам, преследованиям и даже казням. Спаситель много раз обличал фарисеев и призывал саддукеев к исправлению, протягивая им руку помощи, но они не слушали Его. Сердце вождей и путеводителей человеков отстояло далеко от Господа, и вера иудейского народа быстро черствела: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15:8).

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим Спасителя, как Он находит Филиппа и говорит ему: «иди за Мною» (Ин. 1:43). И Филипп сразу идёт за Иисусом, так как пламенел любовью к Грядущему, давно жаждал увидеть Его. Затем Филипп удаляется на некоторое время, чтобы поделиться с Нафанаилом (Варфоломей), а найдя, говорит: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1:45). Вероятно, Филипп пересказывает слова, которые слышал от Иисуса, и приводит свидетельства пророков о Спасителе мира. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди со мной и посмотри.

etozaya23 filipp-privodit-23 ef21c1c5ee

А далее, происходят удивительные вещи, которые обнажают благочестивую ревность и человеческую слабость: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1:47) – сказал Христос. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус ответил: «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин. 1:48). Греческий экзегет и богослов Евфимий Зигабен на эти слова говорит так: «Иисус похвалил его, как понимающего то, что он читал: это свойственно израильтянину; а первосвященники, книжники и другие приближённые, не вникая в то, что читали, ложно носили имя израильтян». То есть не по заслугам носят на себе священное имя.

Спаситель, как уже много раз было сказано, пришёл в мир спасти род человеческий. А не спасётся лишь тот, кто не хочет спасаться. Не спасается тот, кто не желает обуздать себя, отвергает правила веры, положенные в повелительном Декалоге для нашего жизненного пути. Нам всё дано для спасения, и Создатель не торгуется за спасение, но ведёт нас через испытания. Однако, если в этой жизни кому не комфортно жить во Христе, то, что же будет с ним за гробом? О какой жизни вечной мы будем говорить со Христом, если при жизни временной человек не соблюдал заповеданного Спасителем закономерного закона? Услышим братья зов Божий и последуем за Ним, пока ещё живём на земле, пока ещё не поздно.

Христос пришёл в мир, как сын плотника Иосифа и Девы Марии из рода Давидова, из города Назарета. В скромном образе Создатель соединил Свою природу с природой человеческого существа «кеносис» (смирение). А ведь Он мог явиться ученикам во всей Своей славе, которая простирается от земли до неба. Не один человек не устоял бы на своих ногах, но упав на колени, уверовал, но эта вера только из страха. Не сила и могущество, а бескорыстная любовь должна влечь к Нему наши сердца. Помните, когда поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме. Пётр разбудил, говоря: Учитель! погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: перестань. И сделалась великая тишина. И поклонились Ему и сказали: «истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14:34).

Страх побудил учеников, но не страха от нас ждёт Господь, а любви. Ибо Бог и есть любовь: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Когда Иисус открыл Нафанаилу глубины его жизни о том, достопамятном дне, тот отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит собравшимся: «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51). Нет никакого сомнения в том, что Ангелы являются исполнителями повелений Божиих.

Аминь.

file2332

Евангельское Чтение

Лит. -  Ин., 5 зач., I, 43-51.

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.