Неделя 5-я Великого поста. Воскресная проповедь Печать

20230402 083901

2 апреля 2023 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мк. 10:32-45).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Когда же Божественный учитель и его ученики были на пути, восходя в Иерусалим, Иисус снова предупреждает их, но в этот, в третий раз Он более конкретно говорит им о том, что произойдёт с Ним в достопамятном и славном городе Иерусалиме. Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Все эти предсказания несли только один характер, для укрепления их духа. А они должны знать, что Христос страдает по Своей воле, а вместе с тем, кто предвидел страдания, тот мог и избежать их. Ещё же упреждением и Своей поспешностью на пути Он показывает, что неумолимо движется к собственному страданию и не убегает от смерти «смерти Крестной», ради нашего спасения.

И, обернувшись к ним сказал: «вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк 10:33-34). В этих трогательных фразах Спаситель подробно называет тех, в чьи руки Он будет отдан. Однако прискорбно пугающие выражения о смерти утешаются выражениями надежды на воскресения Христа. Голгофские страдания достигли наивысшей точки предельного напряжения событий и острота мучительных страданий Сына Божия, закончилась богооставленностью: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил»(Мф 27:46).

ma2xresde23fault cross-on-a-hill-silhouette

Но мысли о часе смертном в этой бесконечной жизненной суете не должны нас устрашать. Те из нас, кто по моложе порой даже и не задумываются о конце своего земного бытия. Многим может показаться смерть жестокой, несправедливой, и, самое главное, всегда неожиданной. Но совершенно обратная ситуация с людьми в возрасте, жизнь которых мелькнула, как день и они уж точно понимают, что не то золото, что блестит. И ценности у них уже другие, а те изначальные к чему они ранее стремились, будучи молодыми теперь оказываются для них пустым и мало полезным местом. Вспоминая о смерти, не надо бояться о гибели своего тела, но прилежно надлежит нам заботиться о своей участи в вечности.

Жизненный опыт собственного бытия показывает, что чем старше мы становимся, то тем отчётливей понимаем правду Божию и заботу о нас с вами. Ведь этот сокровенный момент жизни человека: «Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные» (Мф 11:28), есть настоящий божественный призыв человека к вечности. И в сегодняшних евангельских словах Господь даёт всем надежду говоря о воскресении Сына Человеческого в третий день. Спаситель даёт понять, что жизнь после смерти только начинается. Он идёт на вольную страсть ради нашего спасения. Отдаёт свою жизнь за наши грехи и ради возвращения нас к вечности. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «истреблена смерть, уничтожен грех, снято проклятие, отверст рай и небо стало доступным человекам».

Однако ученикам сложно было понять и согласится со словами неминуемой опасности грозящих их Учителю. Иисус говорил им предельно ясно о Кресте, потому как обладал совершенным предвидением Своей смерти, а так же характером последствий со всеми подробностями предшествующих Его смерти  отягчающих обстоятельств. Апостол и евангелист Матфей дополняет картину того достопамятного дня словами апостола Петра, который отозвав Спасителя, начал прекословить Ему: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою» (Мф 16:22). Он же, обратившись, сказал Петру: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф 16:23).

И тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Слова учеников скорее всего вызвали улыбку на лице Господа, ведь ему ведомо каждое человеческое сердце и прозрачна любая душа. Однако Он спросил: «что хотите, чтобы Я сделал вам?» (Мк 10:36). Они ответили: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей: «не знаете, чего просите» – Сказал Христос. «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк 10:38). Иисус произнёс: «чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк 10:39-40).

Действительно пьём её мы, когда бываем поносимы от человеков. Случается, мы хотим образумить близких, говоря им о времени поста, в которое неуместны веселье и гулянки. Но в ответ получаем сопротивление на правду Божию, за имя Господне. Как говорил в своё время Екклесиаст: «время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать» (Еккл 3:4), - всему своё время. Закончится пост, тогда пожалуйста веселитесь родные и близкие. Но во время поста Церковь призывает нас к очищению от грехов и соединению с Богом. Живя в покаянном согласии и сердечной молитве, многие из нас со дерзновением неосужденно смеют призывать Небесного Бога Отца – по слову Иоанна Кронштадтского.

Услышав братьев Зеведеевых, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. И по дороге между учениками возник спор, кто из них больше и ближе к Учителю. Иисус, подозвав их, сказал: «вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк 10:42-44). Апостол Павел в послании к римлянам скажет: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал» (Рим. 15:1-3).

Нам следует не себе угождать только, но служить и ближним, так как мы сильные и просвещённые христианским учением. И потому Спаситель в тот достопамятный день положил пример и образец всем нам: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45). В самом деле, служение и смирение Господа является той высотой и славой, потому что прежде вочеловечения Бог был ведом только одним ангелам, а соделавшись Сыном Человеческим, претерпел Распятие и «душу Свою отдал за искупление многих» (Мк 10:45). Однако последняя фраза означает, что будут и такие, кто не оценят Его жертвы и не примут Его любви.

Аминь.

img5cdcd3823

Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 87 зач., XXI, 33-42.

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним:

33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, 34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;

40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.

41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою;

44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.