ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Воскресная проповедь Печать

20230423 083939

23 апреля 2023 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Ин. 20:19-31).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

В сегодняшний день мы слышим свидетельство евангелиста и апостола Иоанна о воскресении Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Апостол любви подробно описывает для нас, каким образом и при каких обстоятельствах происходило погребение, а затем встреча воскресшего Спасителя с учениками. Он говорит, что скала с гробницей находилась в саду на том месте, где был распят Сын Божий, на холме расположенном в то время вне Иерусалима, к северо-западу от городской стены. Апостол Иоанн упоминает, как Пётр и сам он вошли в эту самую гробницу и увидели пелены и плат, который ранее был на голове их Учителя, теперь же лежал в другом месте и сложен особым образом, однако тела Спасителя там уже не было.

В тот достопамятный первый день недели вечером, где собрались ученики Его, двери дома были заперты из опасения. Однако это не помешало Иисусу пройти сквозь двери, и Он стал посреди их, и сказал им: «мир вам!» (Ин. 20:19). Воскресший Спаситель более уже не был стеснён и ограничен ни земным временем ни пространством, а принятые меры, как казалось апостолам, не лишними, поскольку за Христа уже начали преследовать тех, кто почитал Распятого за Сына Божия. Нежданное вторжение для учеников оказалось неожиданностью, и не было никаких других предположений, как только страх и удивление. Событие вызвало некоторое сомнения в сердцах, и сообщалось в смущении с колебанием как очевидцев того времени, так и наших современников.

zheny mironosicy1 4592641023

Спаситель же не просто удостоверил их в реальности Своего воскресения, но показал им Свои руки и ноги с ранами от гвоздей, но ещё сказал: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:21–23). В тот достопамятный день Христос укрепляет учеников Своих Божественной силой, и Своим дуновением на них, сказал: примите Духа Святого. Укрепляя апостолов в вере, раскрывает залог спасения человека через покаяние и прощение грехов. Настоящее покаяние – это не что-либо особенное, а простое честное исполнение принятых на себя обязательств.

В книге Бытия сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Праотцу нашему Адаму и матери Еве Бог положил первую заповедь, наверное, самую лёгкую. Он, запретив им, вкушать плод лишь с одного дерева в огромном Эдемском саду — «дерева познания добра и зла» (Быт. 2:17). Всего лишь нужно было человеку исполнить волю своего Создателя. Но мы знаем, что грех свершился, и изгнание первых людей из Эдема стало неизбежностью. Закрыв вход в рай архангелом с огненным мечом, Бог лишает Адама и Еву снова и снова повторять этот губительный для человека грех. Чувство собственной греховности – есть драгоценный камень для души.

Он напомнил, что крестная смерть, которая у римлян воспринималась позорной казнью, стала символом спасения. Христос принял смерть на кресте, на древе, потому как через оное изменилась сама природа человека. Мы осеняем себя знамением креста по традиции, которая появилась уже в II веке. Мало, кто знает, что в впервые века до вселенских соборов крестились одним пальцем. В те времена мир был более языческий, а поскольку христианство - единобожие, то и крестились одним пальцем, исповедуя единого Истинного Бога. Три пальца, сложенные вместе, выражают нашу веру в Бога Отца, Сына и Духа Святого как Единосущную и Нераздельную Троицу. Два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по сошествии Своём на землю, будучи Богом, стал человеком.

Осеняя себя крестным знамением, мы кладём сложенные пальцы на чело (лоб) исповедуем, что Бог есть Дух, высший разум и Творец всего. На чрево (живот) исповедуем, что Бог сошёл с неба на землю ради нашего спасения. На правое и левое плечи, этим мы исповедуем, что Бог наш претерпел крестные муки, воскрес и придёт судить нас во второе Своё пришествие. Сознавая свою греховность, и недостоинство, перед Богом, в знак нашего смирения мы вместе с символическим нанесением на себя собственной рукой очертание Креста, сопровождаем безмолвную нашу молитву благими поклонами. Все эти действия свидетельствуют о нашей вере и принадлежности к православному учению.

iStock-5788123

Когда же Христос находился с учениками в Сионской горнице, Фомы апостола, которого прозвали Близнец, в это самое время не было. Но другие ученики уверяют его о великой радости: «мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Имея особый нрав неумеренного любопытства, Фома, как и многие из людей искал подлинного свидетельства. Он не поверил их уверению не потому, что посчитал их лжецами, но потому, что дело воскресения считал невозможным и потому высказал перед соучениками слова своего недоверия.

Совсем недавно Иисус показал саддукеям и фарисеям чудо в Вифании, где воскресил своего друга Лазаря. И те, кто принимал участие в процессии погребения, кто утешал сестёр его Марфу и Марию теперь невольно стали свидетелями необыкновенного чуда воскрешения. Это новость облетела десять городов, находящихся вокруг Иерусалима и люди спешили посмотреть своими глазами Лазаря, который воскрес из мёртвых. Мы помним, как ранним утром следующего дня, Господь отправился в Иерусалим под приветственные возгласы народа, который встречая, постилая свои одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, радостно восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9).

Теперь же, после восьми дней ученики Его снова были в этом доме, и Фома находился с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27). Фома, подобно великому богослову исповедует в Иисусе Христе два естества и потому возвышенно восклицает: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему в ответ: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Чрезвычайно важно не испытывать Христа, а без сомнения исповедовать Его всем своим сердцем.

Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Евангелист говорит, что если бы было всё описано подробно о всех чудесах, то и весь мир не смог бы вместить всех этих книг. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. Веруя, что Христос Воскрес, мы приготовляем сами себе жизнь, потому что только такая вера даёт жизнь вечную.

Аминь.

apostol Foma23

Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 65 зач., XX, 19-31.

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"