Неделя 6-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать
20230716 083804 20230716 083530

16 июля 2023 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 9:1-8).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Несомненно, гадаряне и герасинцы показали свою сущность в том, что им их свиньи оказались гораздо дороже жизни исцелённого человека и даже их собственная духовная жизнь. Они не оценили того, что к ним в их селение, пришёл на кратковременное пребывание Господь Иисус Христос. А божественный Спаситель, милосердствуя, принёс им не ужас и страх, а любовью и доверием стремился просветить их души. Однако, они с постыдным и настойчивым единодушием дерзко оттолкнули и ужаснулись принять из Его уст благословения царства Божия и потому просили Его удалиться от них. А спасённый бедняк просил Христа, чтобы отселе быть постоянно с Ним.

Мы слышим из сегодняшнего евангельского чтения как Господь, видя всю злобу и опасные заблуждения полуязычников, без всякого на то разъяснения, с грустью, но сразу вошёл в лодку, и переправился обратно в город Капернаум. Народ этого достопамятного города, едва заметив мачту возвращающегося судна, тотчас устремился на берег. Там же люди, рассеявшись на равнине у Генисаретского озера, встречали Божественного Учителя. Спаситель вышел из лодки на твёрдую почву, а народ в большом количестве поспешил за Иисусом и Его учениками вероятно в дом Петра. Этот дом наполнился возлежащими и даже окружающий его двор, так что не было прохода в двери.

denla23e23 max23resdefault2323

И вот четверо носильщиков пожелали принести сюда расслабленного, лежавшего на постели человека, поражённого сильным параличом целых 38 лет. Вместе с одром они пронесли его по городу и остановились у вышесказанного дома, с одной лишь надеждой на Спасителя. Евангелист Матфей кратко описывает этот случай исцеления, но у евангелиста Луки мы читаем, что из-за обилия людей не было никакой возможности поднести его к Иисусу. И тогда друзья разобрали кровлю и на воловьих жилах спустили его прямо перед Спасителем, к Его божественным стопам. Спаситель, видя их веру и такой способ вторжения, сказал расслабленному: «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2).

Вся эта ситуация возбудила в присутствующих книжниках гневное неудовольствие, и обменявшись взглядами на лицах они сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус и прежде замечал неблагоприятное впечатление на присутствующих этих необычныхслов, и потому сказал: «для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи» (Мф. 9:4). Он упрекнул их за невысказанную клевету, которой были переполнены их сердца и грозно сообщает: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф. 9:6).

Слышите, что говорит Сын Человеческий! Он имеет власть на земле прощать грехи. Господь утверждает Церковь на земле, а впоследствии скажет апостолу Петру: «ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). А в беседе Он дополняет: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). Своими словами Господь подтверждает Таинства церковные, в частности Таинство исповеди, в котором перед Крестом и Евангелием кающийся открываем свою греховность. Псалмопевец Давид говорит: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19).

Преклоняясь перед Его Честным Крестом и Евангелием, мы приносим своё раскаяние: Господи прости нас, прости наши немощи и нашу слабость. Прости нас милосердный Господь за наше непостоянство и несовершенство. Необходимо помнить, что сущность Таинства состоит не в многоглаголании, а в силе внутреннего сознания своей греховности и безответности перед Богом. При всём этом надо приносить раскаяние не одними словами, но постараться изменить свою жизнь. Возненавидеть прежнюю греховность и положить твёрдое намерение воздерживаться от всего неугодного Богу.

Спаситель удостоил больного более богатого блага, чем тот сам искал, и по неотразимому слову свыше - сразу восстановились силы в омертвелых членах расслабленного организма. Мир водворился в смущённой душе и его жизнь вернулась в прежнее русло. Страдалец встал, взял лёгкую постель, на которой лежал и на виду всей расступившейся перед ним толпы, пошел в дом свой, восхваляя Бога. Народ же дивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам. Они ещё более удивились тому, что Иисус на их собственных глазах сотворил такое чудо, как Бог; однако думали, что Он – человек, но имеет власть большую в сравнении с человеком.

Аминь.

a-8y-kxzzxps

Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 29 зач., IX, 1-8.

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.