Неделя 8-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать

20230730 084811

30 июля 2023 года. Совершение Божественной Литургии возглавил настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк, благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 14:14-22).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Услышанные Евангельские слова необходимо принимать сердцем именно так, как от Господа, стоящего сейчас перед нами. А событие, о котором повествует евангелист Матфей нужно признавать, как событие настоящих сегодняшних дней. Для Бога нет времени и соответственно, для Бога всегда сейчас. Время – это трагическая реальность, которую принесло в мир грехопадение. Для Бога сейчас это то, что было тысячу лет назад то, что будет через тысячу лет. Следовательно, когда Спасителю сообщили, что Иоанн усечён мечом, Он удалился из той части Пиреи, где царствовал Ирод четверовластник. И прибыв в некое место Вифсаиды, а народ прослышав о том, что Учитель удалился, из городов пешком, последовали за Ним.

Иисус же, увидев множество людей, «сжалился над ними и совершил множество чудес и исцелил больных их» (Мф. 14:14). Таким образом народ приступает к Иисусу для чудес, а апостолы для учения, и наставлению в вере для спасения душ и восхождение за Христом в жизнь вечную: «Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14:16). Сердечное сочетание с Христом совершается посредством веры. Зачинается вера в сердце человека в тот момент, когда человек при всём своём богатстве сознаёт свою бедность, и познаёт богатство Иисуса Христа. Когда в одном и том же духе встретятся – и познание своей бедности и познание богатства Спасителя, тогда растворяются они взаимно и рождают святую веру.

mslkhfgvoigfeuytgfdefuycj 1357602245 1-2

Вечером того достопамятного дня, приступили к Нему ученики и сказали: время уже позднее, отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи. Но Спаситель сказал им: «не нужно им идти, вы дайте им есть» (Мф. 14:16). Не ужели Господь не понимал, где они находятся и какой может быть у них запас питания для простого народа? Но этими словами Он подразумевает, что вы – ученики Мои понесёте Моё учение во все концы земли. А слова Мои, сказанные сегодня вам, завтра будут пересказаны всему миру. Однако, ученики были ещё плотскими людьми так как Дух Святой не сошёл на них, и потому сказали Ему: «у нас здесь только пять хлебов и две рыбы» (Мф. 14:17). На это Спаситель ответил: «принесите их Мне сюда» (Мф. 14:18).

Затем велел народу возлечь на сочную зеленеющую траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, кротко воззрел на небо. Христос, это действие совершает не для Своей славы, но в подтверждение посольства от Отца, и воздавая хвалу, со властью благословляет ячменные хлеба. Актом Своего милосердия Он показывает, что садиться за стол для вкушения пищи необходимо каждому произнести молитву. А через молитву с крестным знамением, пища наша освящается и даёт телесную силу организму, врачуя насущные потребности, утоляя чувство голода. Засим, добрый Пастырь: «и преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу» (Мф. 14:19). Таким образом чудесное умножение совершилось сначала в руках Спасителя, потом в руках апостолов.  

Символические действие показывают нам, что пять хлебов, прообраз пяти ран, полученные Христом на кресте. А две рыбы — аллегорически указывают - на Ветхий и Новый Заветы. Иисус передаёт, что Он есть Господин Ветхого и Нового Заветов. Отношения Ветхого и Нового Завета – это отношение преемства, а не разрыва. В обоих Заветах к людям обращается один и тот же Бог и Отец, Господа нашего Иисуса Христа. Иисус постоянно указывает на Священное Писание Ветхого Завета как на слово Божие, предвещающее Его приход: «Исследуйте Писания, ибо через них имеете жизнь вечную» (Ин. 5:39). В Иисусе Христе открывается не какой-то другой Бог, а тот же самый Бог ветхозаветных патриархов и пророков.

И в этот достопамятный вечер ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать полных корзин. Аллегорически мы видим, что Господь избрал 12 учеников и число — это равно 12-ти коленам израилевым и 12-ти корзинам. А хлеб этот - слово Божие и не ʺдоевʺ его этот духовный хлеб, собранный в корзины, ученики понесут во все концы земли. И проповедуют Евангелие, покаяние всем народам. Сказано Спасителем: «кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» (Мк. 16:16). Насытившихся было пять тысяч мужчин, не считая женщин и детей. Этим разделением евангелист Матфей подчёркивает, что мужчина глава жены и это определяет Бог.

В наше время многое утеряно в семейных отношениях. Мужчины теряют ответственность и часто бутылка водки для них занимает первое место. Муж забывает, что он основа своей семьи, об этом говорит апостол Павел «всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11:3). Мужчины научаются от пастырей Божиему слову и вере и укрепляют своих жён и детей, тем самым участвуют в их духовном становлении. Так как супруги – это «одна плоть» становятся одним телом и душой в церковном браке, и забота о ней должна быть такой же естественной, как о своём собственном теле: «так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5:28).

Когда народ нежданно насытился, между собой они говорили: не это ли Миссия? Не это ли обещанный нам Спаситель? Давайте поставим Его царём над нами. Однако, Господь пришёл не царствовать в этом временном мире. Но благовествовать о Царстве Небесном: «Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня….» (Ин. 18:36). И тотчас понудил  учеников Своих войти в лодку и переправиться на другой берег, пока Он отпустит народ. Причину столь спешной переправы на другой берег объясняет евангелист Иоанн: «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир» (Ин. 6:14).

Аминь.

maxr23e23sdefault

Евангельское Чтение

Лит. -  Мф., 58 зач., XIV, 14-22.

14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

18 Он сказал: принесите их Мне сюда.

19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;

21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.