Неделя 14-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать

20230910 083104-min

10 сентября 2023 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 22:1-14).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Сегодняшним воскресным Евангелием мы услышали уже третью притчу о брачном пире. С добрым этим изречением Иисус обратился к народу, слушавшим Его, к жаждущей аудитории и явным противникам, и ко всему роду человеческому. В достопамятные времена и в наше настоящее время народ жаждет знать, что же есть Царство Небесное?  В этой связи Спаситель обращается к ним с простым и иносказательным рассказом, в котором неявно присутствует ключ к разгадке некоторой тайны. Притча не навязывает мнение или оценку, она вообще не совместима с пассивным восприятием, но в центре её – загадка, требующая разумений, усилий ума и сердца.

И потому Иисус сообщает: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего» (Мф. 22:2). Когда же всё было готово, столы накрыты и яства готовы к подаче, то царь послал рабов своих звать званых на брачный пир: придите и разделите трапезу со мной и войдите в радость мою. Но званные не захотели приходить на званный ужин к государю. Царь без всякой обиды послал других рабов, сказав: «скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово»(Мф. 22:4). Но они пренебрегли этой великой честью быть приглашёнными и не имея желания прийти, в полном равнодушии удалились по своим делам.

iisus-hristos-rasska23-min pritcha-o-zva2323

Но званные не испытывают желание идти на пир царя о чём говорит нам продолжение евангельской притчи: «Пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою» (Мф. 22:5). Говоря современным языком, если одним необходимо было выйти в огород, пощипать траву или посадить картошку, то другим предстояла поездка на рынок или поход в магазин за покупками. А прочие, которым досадили рабы схватив их, оскорбили и убили. Царю сообщили о случившемся: «услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их» (Мф. 22:7). Не думайте, что Бог жесток, Господь Бог долготерпелив и многомилостив: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).

По преданию праведный Ной строил спасительный ковчег и призывал народ к покаянию более ста лет. Люди слышали и слушали откровение от праведника, что придёт дождь на землю и погубит всё, но не обращали внимания, смеялись и веселились. Судя по всему, они, позабыв истинного Бога – источник жизни, добра, любви и красоты, служили своим страстям и прихотям. Под действием греха человек подвержен порокам. Себялюбие, лицемерие, жестокость, ложь и другие пороки стали так привычны, что их стали не замечать, либо замечать в других, но не в себе. Однако Создатель не оставил Своё творение без помощи свыше: «Царство Небесное нудится, и нуждницы восхищают его» (Мф. 11:12).

Из истории Ветхого Завета мы видим, как Господь выводил народ из рабства египетского. Этому событию предшествовали десять казней - наказания, постигшие Египет за отказ фараона отпустить народ Израиля из египетского пленения. Через эти скорби Бог стучался в сердца всего человеческого рода. Не думайте, что казни следовали, словно дни недели, египтянам дано было достаточно времени для понимания ситуации. Общая продолжительность казней укладывается в период с июля одного года до марта следующего. И каждая последующая казнь служила делу спасения человека. Через Моисея Бог возобновил Свой Завет с народом и вручил ему Закон – правила веры и жизни неукоснительного соблюдения.

И сказал Бог Моисею: «но Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской» (Исх. 7:3). И фараон был непреклонен, и не одна казнь не смогла умилостивить сердце его. И сказал Господь Моисею: «еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать [вас], с поспешностью будет гнать вас отсюда» (Исх. 11:1). Как мы видим, эти казни служили промыслом Божиим и народ увидел в этом промысле Бога. Освобождение от власти фараона – рабства физического – было связано с духовным возрождением, укреплением веры. Открывается пространство, где встречаются Бог и человек.

Таким образом сегодняшнее евангельское чтение призывает нас увидеть Божию любовь к людям через промыслительное к нам отношение. Евангелие говорит, что Бог есть любовь. Ведь только любовь может призывать, говоря: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но званные не пришли, не были достойны. Тогда царь говорит рабам своим: «итак, выйдите на распутья и всех, кого встретите, зовите. И рабы те, выйдя, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» (Мф. 22:9-10). Однако среди них оказался человек одетый иначе, чем все остальные. Был не в брачной одежде.

Этот человек даже не удосужился трудом войти в комнату, приготовленную для гостей, где можно было умыться и надеть торжественную одежду. Царь, войдя к возлежащим, увидел этого человека и говорит ему: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф. 22:11-12). Он же молчал. И нам с вами надо приложить все усилия в этой быстротечной жизни, чтобы не оказаться в таком-же положении перед Богом, как человек не в брачной одежде, но найти слова оправдания через свои добрые дела. Под одеждой, «одеянием души» разумеются дела жизни по вере, которая подтверждает нашу готовность и верность Богу.

Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22:13-14). Плач и скрежет зубов будет от той досады, что уже не сможет человек оправдаться. Это образное выражение схожее с тем временем, указывает на тёмную улицу грязного восточного города и на положение человека вне этого дома (царства). В этом понимании, пока мы живы, делаем добро с любовью в соответствии заповедей Божиих. Иначе какой смысл будет от жизни, когда человек имел всё, но не позаботился о своей собственной душе, которая выражает его божественную природу.

Аминь.

ma2xresdefa2ult23-min

 Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 89 зач., XXII, 1-14.

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.

8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;

9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

14 ибо много званых, а мало избранных.