Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Воскресная проповедь Печать

20231001 081905

1 октября 2023 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мк. 8:34-9:1).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Сегодняшнее евангельское чтение свидетельствует о божественном учении из уст Господа нашего Иисуса Христа. В тот достопамятный день Он внимательно говорит слушающим Его непреложную истину. Подозвав народ с учениками, Он сказал: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). К чему призывает нас Господь Бог настоящими, суровыми и тяжкими как нам кажется, драгоценными словами? Любить Бога, потому что любовь к самому себе подтолкнуло человека к первому падению. Вместо того чтобы поставить Бога выше себя и быть в подчинении, он отвергает божественное установление и поступает по своей собственной воле (ср. Бытия 3).

Согласно учению о божественном пути, мы знаем, что Крест есть орудие, которое послужило для казни Иисуса Христа. Но и Свой крест нёс Спаситель всю свою земную жизнь. Так же воины, ведущие на казнь, заставили Его нести Крест на Голгофу. Своими словами Господь предупреждает учеников, что крест тяжёлый, но несение его позволяет войти в Царствие Небесное. Все мы хорошо помним человеколюбивые слова Спасителя: «Царство Божие нудится» (Мф. 11:12). Это значит, что жизнь по вере не достается даром, но нужно потрудиться, чтобы стать небожителем. Невозможно следовать за Христом и не подкреплять себя трудом духовным, благочестием, и в этом есть благое крестоношение.

Jesus-predicand23 314423123

Крестоношение - есть смирение собственной души. Спаситель произнёс: «Кому много дано, с того много и спросится» (Лк. 12:48). Соответственно кому мало дано в этой жизни с того и мало взыщется. Тем не менее, крест это удел человека и нести его нужно со смирением. Даже в тот момент, осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил. Человек состоит в существенной связи с Абсолютом, в нём он укоренён и утверждён и вне Бога человек не мыслим, потому что в нём соединяются все сферы тварной Вселенной.

Божий образ и подобие означает свободное и ответственное уподобление человека Божественному совершенству. Если Бог есть Любовь, значит любящий, уподобляется Богу. Гораздо легче любить друзей, товарищей, но порой как нелегко любить врагов, особенно тех, кто нам досаждает. Однако на Кресте Христос показал абсолютную любовь и, раскинув руки, Он произнёс: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34). Через Любовь Спаситель подаёт каждому человеку возможность спасения, и прийти в разум истины. Осеняя себя крестным знамением мы верим в высший разум, который сошёл к нам в нашу земную жизнь и вочеловечившись распялся за наши грехи на Кресте и в третий день Воскрес.

Наставляя, окружающий Его народ, Иисус добавил: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35). Один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей, теолог и апологет того времени Тертуллиан, сказал: «Душа человека - по природе христианка», а Господь наш есть истина, а не привычка. Христианин – последователь Господа нашего Иисуса Христа, старающийся уподобиться Ему, и стремящийся к единению с Богом и с ближними. Продолжая Свою мысль, Христос добавил: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36). Спасение нельзя купить никаким богатством.

Человек, проживая жизнь вне Бога, вредит своей душе. Потому что по переходе в неизменную вечность уже невозможно будет оказать помощь своей душе лично, поскольку жил только для себя. Для примера прикоснёмся к житию святителя Амвросия епископа Медиоланского и почерпнём для себя полезное. Святитель родился в IV веке и его жизненный путь вёл его в эшелоны власти. Его отец, будучи префектом, конечно, готовил и сына на эту должность. В этой связи Амвросий получил блестящее образование и состоял на государственной службе. В 370 году получил назначение на пост консуляра (наместника, губернатора) провинции Эмилия-Лигурия с центром в Медиолане (ныне - Милан).

А в 374 году, по смерти Медиоланского епископа Авксентия I, между прихожанами случилась открытая конфронтация. Одни настаивали на том, что епископ должен быть из ариан. А другие требовали кандидата из Восточной церкви. Представляете, эти 6 миллионов прихожан конфликтовали между собой. Для успокоения верующих и по долгу службы Амвросий отправился к месту противостояния и вежливым, твёрдым выражением призвал присутствующих спокойно ожидать исход выборов. Народ успокоился, однако детский голосок на руках своей матери, трижды крикнул: «Амвросий епископ». И толпа подхватила: Амвросий ты наш епископ. Но Амвросий, - один во всём собрании, - не понимал происходящего и отказывался верить тому, что слышал.

И ещё один пример Божия промысла в его жизни. Амвросий, воспользовавшись часами судебных заседаний решил бежать из храма в преторий, но все попытки были напрасны. Ночью, покинув Милан, один без провожатых, заблудился, а утром думая, что направляется к Павии, вдруг оказался перед воротами Милана. Его узнали, привели к собору и более уже не выпускали из вида. Ещё раз Амвросий попытался уклониться от принятия кафедры и под ложным предлогом уехал в деревню. По дороге он попросил сделать остановку у дома своего друга. Войдя к нему, просил у него убежища. Однако друг почувствовал себя бессильным перед императорским повелением и объявил народу, что Амвросий прячется у него.

После всех противлений Амвросий, склоняясь воле Божией согласился занять архиерейскую кафедру местной христианской общины. Со дня принятия Крещения до его рукоположения в сан епископа прошла неделя. После этого он раздал имущество и до конца жизни вел строгий образ жизни. Будучи не слишком сведущ в вопросах теологии, святитель Амвросий стал активно изучать Священное Писание по толкованиям известных христианских писателей и вскоре овладел весомым багажом знаний в этой области. Будучи убежденным сторонником никейского православия, он противодействовал арианству и довольно быстро переубедил многих колеблющихся и заблуждавшихся верующих из числа своей паствы.

Вот каким образом святитель Амвросий принял свой крест. Готовы ли мы к своему кресту, если нас призовёт Господь? Наше утешение это диван, холодильник, телевизор. И Господь подчёркивает, говоря ученикам: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Всякий верующий во Христа будет терпеть поношение от этого мира. Мы с вами слышали сегодня пение клироса и во 2 антифоне есть такие слова: «Блаженны вы будете, когда возненавидят вас человеки. И пронесут имя ваше яко зло, Сына Человеческого ради. Тогда вы возрадуетесь и взыграете, ибо велика будет награда вам на небесах». Я не призываю вас всё оставить и идти в подземелье, но благодарите Бога за всё, что имеете и не привязывайтесь к миру, оставайтесь верны в своём служении Богу.

Аминь.

Hrest-Hrustiv23123

 Евангельское Чтение

Лит. - Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1.

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

ГЛАВА 9.

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.