Неделя 19-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь Печать

20231015 083143

15 октября 2023 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Лк. 6:31-36).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

К собравшемуся народу в тот достопамятный день Господь дополняет закон совершенно новыми нравственными ценными словами, которые содержат всё необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Можно подумать, что Спаситель будто перечёркивает закон Ветхого завета и подаёт образец жизни свойственный Его последователям через Новый завет. Он расширяет и возвышает смысл древних заповедей, внушая слушающей аудитории стремление к идеальному совершенству, указывая путь к этому совершенству. Как мы помним, однажды Иисус скажет: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17).

Ветхозаветный закон требовал: «а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх. 21:25). Однако в этот самый достопамятный день Господь призывает через душевное расположение духа возрождать в себе любовь к ближнему. Каждый человек есть ближний наш, потому что он, также как и мы, получил бытие от Бога и имеет одинаковую с нами природу. Если человек не отвергает естественный закон совести и разума, тогда всегда остаётся надежда, что он может и должен прийти через исполнение заповеди о любви к врагам - к Христу Богу, с помощью Которого и подымится на высочайшую степень добродетели.

8yr796r78rhgfgfdf JRURoetiJZw 626948a0938918a115c144fefa6f9a6d

Бог дал законодателю Моисею десять заповедей, которые ведут к спасению души, и сегодняшнее учение Спасителя не противоречит, но взаимно дополняет закон. Седьмая заповедь в законе говорит: не прелюбодействуй. Прелюбодеяние означает перелюбил – иными словами мимо цели. Не попал в цель, потому что Бог: «мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:28). И благословив их, сказал: «Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1:29). И это естественный закон, когда создаются семьи и когда в любви рождаются дети. Но этот брак должен быть узаконен перед лицом Божиим. А иначе такой союз будет считаться мимо цели – нарушение седьмой заповеди.

Заповеди блаженства, произнесённые Христом, своими прилогами дополняют основной Закон, данный на горе Синай и потому не могут иметь надлежащей полноты и нравственной ценности одна без другой. Раскрывая во всей полноте учение, Спаситель сказал: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28).  Изначально Господь предлагает на корню убивать даже не сам грех, а самый его помысел. Бог усовершенствует Закон, чтобы нам легче было понимать, как его исполнять. Слово грех – перевод греческого слова «ἁμαρτία», буквально означает: промах или непопадание в цель. И живущие не по Закону попадают мимо цели в своей жизни.

Вводные слова сегодняшнего Евангелия говорят нам о любви к врагам: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают» (Лк. 6:31-33). Речь идёт о той любви, которую принёс на землю Спаситель. Не эгоистичную любовь, наполненную собственной выгодой, а истинную любовь по отношению к врагам, помня о том, что мы сами недостойные всепрощающей Божией любви. Любовь есть добродетель, постоянная дающая в долг и не ожидает возврата.

Продолжая учить народ, Господь говорит: «И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:34-36). Давайте взаймы всякому просящему, но давайте так, как если бы вы дарили, как если бы вы возвращали чужое, а не давали своё. И если мы будем так поступать, то имеем воздаяние великое и награду в жизни будущей.

Аминь.

K7 UBrJQxek

 Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 26 зач., VI, 31-36.

31 И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.

32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.

34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35 Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.