Воскресная проповедь 13.04.2014 Печать

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

Прежде шести дней Пасхи Иисус пришел в Вифанию - в то селение, где сотворил величайшее чудо, - не ради Себя, но ради спасения народа.

Это было последнее великое чудо перед добровольной Голгофой ради спасения грешных людей, будет предан позорной и мучительной казни - распятию на кресте, как один из преступников. Он Единородный Сын Божий, воскресил Лазаря, - уже четыре дня лежавшего во гробе. Там, в Вифании, в доме Симона прокаженного, приготовили Ему ужин, и Марфа служила Ему. На трапезе вместе с Учителем был Лазарь, - один из возлежащих. Очевидно, что он чувствовал себя настолько хорошо, что не чуждался радостного пиршества. Тем временем вторая сестра, имя которой Мария, достала то драгоценное, которое имела - фунт мира благоуханного, помазала Ему ноги. И наклонившись, имея густые и длинные волосы, она лишнее отерла ими. Мария забывает о том, что иудейские приличия запрещают женщине являться в обществе мужчин с непокрытой головой. Весь дом Симона наполнился благоуханного мира. В древности миро употреблялось частью для составления священного мира, для благоухания - окуривание одежд и комнат, и наконец, для бальзамирования и помазания тел умерших.

Один из учеников Христа, имя которому Иуда Симонов Искариот. Слово «Искариот» - произносится вместе с приставкой, то есть, - «Из» - откуда, какого селения «Кариот». Этот лукавый ученик сказал: «Учитель, почто гибель этому мира? Ведь это ценный продукт, хорошо известное благовонное вещество и его можно продать за триста динариев. Вырученные от продажи деньги можно раздать нищим, сколько вокруг нищих и нуждающихся». Как тогда, так и сегодня мы с вами видим на своем жизненном пути много нищих и обездоленных, - прошло 2000 лет, а мало что изменилось. Он предлагает коварный план не для того, чтобы помочь нищим, но имея на шее ковчежец, или карван - ящик для сбора монет, надеялся оттуда взять, так как был тать (вор). Слова, сказанные им по случаю бесполезного, по его мнению, излияния драгоценного мира на ноги Спасителя Мариею, сами собой прямо указывают на преобладание в нем корыстолюбия. Эта же гибельная страсть и послужила главнейшим образом для него побуждением предать за 30 сребреников своего Господа и Учителя. Иуда был действительно корыстолюбец, каким его обыкновенно называют, но скорее в нравственном смысле этого слова. Существует не только корыстолюбие мелкое, пошлое, обыденно-житейское, которое побуждает к накоплению ради житейского довольства и сытости, - существует еще корыстолюбие нравственное, корыстолюбие сильных, но духовно-жадных натур: оно может вести к воздержанию, к трудам, даже к добродетельной жизни, к подвигам, - но все это ради будущих наград и почестей. Именно в таком смысле Иуда был глубоко корыстолюбив: он действовал ради будущей награды, когда шел за Христом, и это казалось ему вполне естественным, совпадало со всеми его верованиями.

Как свидетельствует евангелист Иоанн, любимый ученик Господа: Слово Божественное, сказанное Учителем, будут повторять многие поколения: «Нищих вы всегда имеете с собою, а Меня - не всегда. Оставьте ее, не мешайте женщине, потому что она добро делает, сберегла это на день погребения Моего. Помазала ноги Мои, на погребение Меня приготовила». Господь хочет сказать, что Мария, ныне помазавшая Его ноги, должна оставшееся еще в сосуде миро не продавать, чтобы полученные от продажи деньги раздать нищим, а сберечь на день Его погребения, когда ей можно будет, согласно обычаю, умастить тело Иисуса. Все присутствующие не вняли словам Христа, так как увидели много восторженного народу, спешащему к великому Чудотворцу и увидеть воскрешенного Им Лазаря. Весть о небывалом чуде облетела всю окрестность иерусалимскую, весь народ пришел в движение; многие, из нетерпения скорее видеть Чудотворца, вышли из города навстречу Спасителю. Восторженная толпа, которая встречала со словами «осанна Сыне Давидову!» уже через несколько дней будет так же кричать: «Возьми, распни Его! Нет у нас царя. У нас кесарь царь!»

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

(Ин 19:15)

В пятничный вечер по приказу нечестивого судьи и разъяренной толпы Христа Спасителя пригвоздят к кресту, а поздним вечером поспешно будут снимать с креста, потому что Иудеи боялись осквернить субботу оставлением тел на кресте. Никодим с Иосифом - богатые и влиятельные иудеи, члены синедриона, сняв с креста Спасителя, не успевают сделать должного погребения. Они торопились с погребением Учителя, чтобы закончить его к наступлению субботы. Обвивают Тело пеленами, накрывают чистою плащаницею с благовониями, погребают в саду, находившемся поблизости с местом распятия.

Тем временем народ стал сходиться не только ради Иисуса, но даже ради Лазаря, чтобы увидеть его. Молва пошла по всей окрестности Иерусалима о великом и чудесном воскресении друга Иисуса, которого Он воскресил из мертвых. Отвечая на желание народа, Господь вознамерился идти в Иерусалим. «Во утрий же день», - говорит евангелист Иоанн (Ин 12:12), - утром следующего дня за субботой. Мы с вами понимаем сейчас, что за субботой следует воскресенье, но тогда не было этого слова, и поэтому говорит евангелист: в следующий день после субботы Иисус идет в Иерусалим - ради спасения человек и избавления от грехов. Народ встречал Христа: В радостном восторге, взирая на Иисуса, многие снимали с себя верхние одежды и постилали их по пути шествия. Иные резали ветви тут же в изобилии растущих пальм, становились по обе стороны дороги, делая Ему как бы коридор, и взмахивая пальмовыми ветвями или потрясая ими в воздухе, говорили: «осанна Сыне Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!». Пальмовые ветви напоминали собою букеты, с которыми евреи ходили в праздник кущей. Если народ встречает Христа кликами «Осанна», то делает это, вероятно, по некоторой ассоциации мысли. Именно ветви в руках выражают свою радость о пришествии к ним Мессии-Царя. Народ ликовал и держал в руках пальмовые ветви. Держал как знамя! Как мы с вами сегодня в храме держим в руках живые ветви вербы. Это символ вечной жизни, символ победы над смертью.

Иисус кротко подъезжал к Иерусалиму на молодом осле.

Так исполняются пророческие слова одного из малых пророков, Захарии, который жил за 520 лет до Рождества во плоти пришествия в мир Сына Божия. Захария говорил: «не бойся, дочь Сионя! се, Царь к тебе грядет, кроток на жребяти осли, сына подяремнича». Ярмо одевают на рабочую лошадь, осла, или же ослицу, которая может везти груз. А Христос сел на «сына подяремнича» - как говорит Евангелие, «на жребяти осли» - жеребенок, то есть, молодой осел. Так, как написано в Священном Писании, именно так все исполняется. Кого означает осленок, на которого никто не садился, ни ангел, ни пророк, но только один Бог-Слово, Который в Вифлееме возлежал в одних яслях с бессловесными, дабы, освободив нас от бессловесия, научить боговедению. Что означает отрешение осленка? - Освобождение от идолослужения и прекращение идольских жертвоприношений.

14 Обрет же Иисус осля, вседе на не, якоже есть писано:

15 не бойся, дщи Сионя: се, Царь твой грядет, седя на жребяти осли.

(Ин 12:14-15)

4 Сие же все бысть, да сбудется реченное пророком, глаголющим:

5 рцыте дщери Сионове: се, Царь твой грядет тебе кроток, и всед на осля и жребя, сына подяремнича.

(Мф 21:4-5)

О чем говорят эти слова? Они говорят о глубоком смысле и великой истине! Так совершился торжественный вход Господень в Иерусалим. Это событие имело глубоко-поучительный смысл и значение для нас христиан, несмотря на то, что нас отделяют целых два тысячелетия. Царь Израилев идет в Иерусалим не для того, чтобы воцариться на престоле земном, но преисполнен кротости и смирения.

Между собой первосвященники говорят: «Давайте убьем не только Иисуса, но и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса». Недовольные торжественной встречей, палимые ревностью и завистью книжники, фарисеи и первосвященники иудейские готовят уже сети коварства. Христос на время дает возможность восторжествовать неправде и греху людскому, отдавая Себя в руки человек беззаконных. Кажется, что восторжествовало зло в акте Его предательства, Его уничижений и позорной смерти через распятие.

Аминь.

 

Евангельские Чтения

Мф., 83 зач., XXI, 1-11, 15-17.

1 И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников,

2 сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне;

3 и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.

4 Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит:

5 Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.

6 Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус:

7 привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.

8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;

9 народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

10 И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?

11 Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.

15 Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали

16 и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

 

Ин., 41 зач., XII, 1-18.

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

5 для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,

11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

15 не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.