Воскресная проповедь 18.05.2014 Печать
"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. - Аминь. Сегодня нам Церковь предлагает для размышления прекрасный отрезок Евангельского благовестия. Иисус пришел в Самарийский город, называемый Сихарь. Пришел, потому что путь в Галилею проходил через Самарию. Фанатизм иудейской ненависти и враждебность на Христа, видя, как за Ним идет народ по той простой причине, что Его учение сопровождалось еще большим успехом, и слова, которые Он говорит, привлекают множество народу, не нашел нужным преждевременно вступать в споры с фарисеями, прекратил Свою деятельность в Иудее.

Проведя время в путешествии, в полдень близился к городу, - самое время, когда солнце вступает в жаркую фазу - а в тех странах в дневное время суток действительно очень знойно, - Иисус сел возле колодца под кроной дерева. Это тенистое место и плодородная почва, купленная Иаковом у сынов Эммора, и отданное своему сыну Иосифу, находилось вблизи этого незначительного города. Обстановка роскошной зеленой долины, с расстилающимися вдаль и вширь хлебными полями, с благодатной тенью дерев и возвышающимися круглыми островами Гевала и Гаризма, могла располагать к уединенным и богатым размышлениям. Утрудившись от пути и истомленный дневным зноем, сел у колодца. Тем временем к колодцу приходит женщина, чтобы почерпнуть воды. Иисус говорит ей: «Женщина, дай Мне пить». Ученики отошли от Него - поспешили в город, чтобы купить пищи.

А женщина Самарянка, считая, что поступает правильно, - по её вере разрешалось не общаться с Иудеями, так твердо и дерзко говорит: «Ты жидовин, - то есть, «Иудей», - просишь у меня воды? Разве не знаешь, что Самаряне с Иудеями не общаются?» Самаряне боялись Иеговы и вместе с тем служили своим собственным богам, воображая, что Иегова есть только охранительное божество, желая сообразоваться во всем с языческими обычаями своей страны. Они выпросили себе на жительство Иудейского священника, который вероятно принес им Пятикнижие Моисеево, но при всем этом они делали себе языческих идолов. Самаряне ожидали Мессию и многие из них последовали Христу.

Иисус взглянул на нее и сказал: «Женщина, если бы ты имела дар от Бога и знала бы, Кто у тебя вопрошает воды, ты бы сама попросила воды, и Я бы тебе дал воду живую».

С небольшой иронией женщина говорит: «господин! у тебя и почерпала нет, а колодец-то глубокий; и как ты можешь дать мне воды? Или ты больше отца нашего Иакова, который сам его вырыл и пил из него, и дети его, и рабы, и даже скот его». Коротко и без всякого упрека Спаситель говорит ей: «всякий, кто пьет воду из этого колодца, паки возжаждет снова, но вода, которую Я дам, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Женщина задумалась и говорит: «господин! дай мне воды, чтобы я больше не испытывала жажды и не приходила сюда черпать воду». Она разумела обыкновенную воду; а то, о чём Он говорит, есть источник воды внутри самого сердца, который утоляет жажду на веки и течет в жизнь вечную. Что нужно ей? – напиться воды и больше не приходить сюда опять за водой. Женщина не могла понять глубины слов, сказанных Путником. На этот раз довольно уже было сделано для назидания бедной крайне изумленной женщины, и Он говорит: «пригласи мужа твоего и приходи ко Мне».

Женщина говорит: «Господин, я не имею мужа». Она вынуждена была ответить, что у нее нет мужа, и Спаситель в сугубое подтверждение ее грустного признания раскрыл пред ней тайну ее распущенной и преступной жизни. Улыбаясь, говорит ей: «Ты права. Пять мужей имела, - ну какие они тебе мужья? И этого, которого ты сейчас имеешь, правду ты сказала, он вовсе тебе не муж». Женщина задумалась. Она уже ясно видела, что перед ней стоит Пророк. О своей собственной жизни ей не хотелось разговаривать - её живая мысль быстро переносится к другому вопросу, из-за которого постоянно шел спор. «Господин! Скажи, отцы наши учили нас, чтобы мы поклонялись здесь, в Самарии, а Иудеи говорят, что кланяться нужно Богу в Иерусалиме». Случай свел ее с великим Учителем, и для уложения бесконечного спора между иудеями и самарянами, она предложила Спасителю занимавший ее вопрос, который бесконечно волновал самарянку. «Иерусалим или Гаризим нужно считать священным местом?», - спросила она. В споре с самарянами, иудеи бесспорно были правы. Иерусалим был местом, которое избрано было Самим Богом. Христос говорит ей: «Поверь Мне, наступает время, когда не в Самарии, не в Иерусалиме будут кланяться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев». Спаситель изрек ей великое и достопамятное пророчество. «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». Кратко Он разрешил ее недоумение, и она была глубоко тронута и поражена слову неизвестного чужестранца.

В Иудее и в Самарии поклонение уже было формальное. Люди перестали любить Бога всем сердцем (ну, может быть, не все), – но делали это формально. Устав предписывает сделать 12 поклонов – сделают. Устав предписывает прочитать акафист, либо молитвы определенные – читают, а сердцем далеко отошли от Бога. Звонит колокол, время идти в храм – пошли, а когда пришли - забыли для чего пришли. Приходим в храм не для того, чтобы обсудить или осудить, пошептаться, рассказать грех ближнего или дальнего, так как целую неделю не виделись… Не для этого церковь! Ибо Бог ищет всех тех, кто кланяется Ему в духе и истине, и истинные поклонницы унаследуют вечность. Со вздохом Самарянка отложила окончательное решение этого и подобных ему вопросов до пришествия Мессии. Женщина сказала Ему: «знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Спаситель изрек простые, но страшные слова: «это Я, Который говорю с тобою».

На этом беседа была прервана, потому что пришли ученики, и весьма удивились, увидев, что Он разговаривает с женщиной. Она оставила свой водонос и поспешила в город возвестить людям, рассказала всем, что близ города, у источника, у колодца, находится Человек, Который рассказал ей всё, что она сделала. Явился человек, который открыл ей самые тайны её жизни, не Он ли Христос Мессия?

Учитель! кушай, говорят ученики. Мы принесли пищу. Именно для этого мы отдалялись в город. А Иисус говорит: «брашно Мое не отсюда. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Пришло время жать. Посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились, но приходит время, и вы войдете в труд их». Указывая на жителей Сихема (Сихарь), стекавшихся к Нему по равнине, Он продолжал: Вы говорите, что еще четыре месяца до жатвы. Взгляните на эти поля, как они пожелтели для духовной жатвы.

Тем временем народ пришел и слушал слова Спасителя. Личная беседа с Христом убедила многих из Самарян гораздо глубже, чем рассказ женщины, которой Он впервые открыл Себя, и, милостиво исходя к их просьбе побыть у них, Он пробыл там два дня с Своими учениками. Несомненно, это двухдневное учение и было главным образом причиной многочисленных обращений в их среде в последующее время. Женщине говорят: «Мы веруем не только по слову твоему, но сами услышали и увидели: воистину веруем, что пришел Спаситель мира, Христос». Аминь.

 

Евангельское Чтение

Ин., 12 зач., IV, 5-42.

5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30 Они вышли из города и пошли к Нему.

31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.

32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,

37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41 И еще большее число уверовали по Его слову.

42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

Ангела-Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств. Всех вас с воскресным днем и с 5-ой Неделей по Пасхе.

Еще недавно мы с вами считали дни: «Когда окончится пост? Когда же наступит Пасха? Смогу ли я вынести всю тяготу Великого Поста? Не искусит ли меня враг рода человеческого, не вкушу ли я продукты, запрещенные строгостью поста?..» И такая борьба продолжалась у нас в течение короткого времени, но для нас это казалось, довольно-таки не мало. Но прошла Пасха, и уже прошло 5 недель от Пасхи. 5 недель - это чуть больше месяца! Как быстро всё идет!..

Сегодня мы слушали за Божественной литургией рассказ о том, как Христос душевно обличил женщину, которая не подала кружку воды, потому что считала себя праведной по отношению к иудеям и по правде своей вере она решила не оказывать Путнику малую милость, утолить жажду.

Можно привести пример, что добрые дела нужно делать всегда и всем. Когда случилась беда с женой хана Джанибека - Тайдула ослепла, - прекрасный пример из книги «История Русской Церкви», - хан приказал, чтобы ему в Орду привезли Бога (так он говорил). «Привезите мне из Москвы живого Бога» - светильника веры Православной того времени, святителя Алексия, митрополита Московского. Жутко было слышать от посланцев, что митрополиту предлагают ехать в Орду, ведь он наслышан, что делали татары - магометане: иногда во время Богослужения они въезжали на конях в церковь, мечом секли священников и всех молящих. Жуткое и страшное было время! А тут нужно идти митрополиту в плен, в Орду, как сказал Джанибек, исцелять его жену. Она ведь инославная! язычница? А он приказывает, чтобы «Бог из Москвы» совершил над ней исцеление! Джанибек послал к великому князю Московскому Димитрию Иоанновичу с просьбой, чтобы он прислал к нему сего человека Божия, дал ей прозрение. Хан писал: «Мы слышали, что небо ни в чем не отказывает молитве главного попа вашего, да испросит он здравие моей супруге». При этом дополнил: «Если царица получит исцеление, ты будешь со мной иметь мир. Если ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю».

Святитель веры Православной внял просьбе князя Иоанна II, совершил с духовенством молитвенное пение в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, просил у Бога помощи. Во время сего молебствования у мощей святителя Петра, на глазах всех, свеча зажглась сама собой, таким образом, Господь дал митрополиту знак Своего благословения. Владыка перекрестился и сказал: «Благодарю Тебя, Боже. Ты мне дал явный знак, что теперь я могу смело ехать в Орду, потому что на это имею Твое благоволение, и путешествие мое будет благополучным». И что же вы думаете? Святитель, начав молебное пение, повелел возжечь ту малую свечу. Когда окропил освященной водой царицу, омыл ей глаза, - то она тотчас прозрела. Но ведь она, я повторюсь, была не христианка, а язычница. Из этого мы понимаем, Господь любит всех – и добрые дела мы можем делать всем, какой бы веры они не принадлежали. Мы должны с вами творить добро, потому что мы – лицо нашего Бога, и тогда с нами всегда будет Господь Бог. Где бы мы ни были, что бы мы ни делали, на какой работе ни находились, - с нами всегда будет сила Божественной благодати, Дух Святой! Тот Дух, Который исцелил Тайдулу.

Хан со своими вельможами и все бывшие там весьма изумились сему дивному и славному чуду и воссылали хвалы Богу. Щедро наградив митрополита и с ним духовенство, Джанибек отпустил их с миром. Джанибек настолько был благодарен Богу, что подписал ярлык о свободном вероисповедании. По ярлыку вера русских ограждается от всяких ее хулений и оскорблений и принадлежности внешнего богослужения - иконы, книги или иное что, ограждаются от посягательства на них. А кто «Веру их похулит или ругается, - говорилось в ярлыке, - тот ничем ни извинится и умрет злой смертью».

Евангелие, прочитанное сегодня, напоминает нам о том, что женщина, считая себя правой, не подала Путнику ключевой воды. Он ответил ей: «О, женщина! если бы ты знала, Кто просит у тебя воду, ты бы сама попросила, и Я бы дал тебе воды живой» (Ин 4:10).

Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение.

Служба сегодня – вечерня в 16:00 с чтением акафиста иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Затем на неделе служба:

Вторник – вечерня в 16:00, в среду в 08:00 начало Божественной литургии. Праздник апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Среда – вечерня в 16:00, и в четверг в 08:00 начало Божественной литургии.

Четверг – день особенный. Весь православный мир, на всех континентах, где только стоят храмы, где прославляется Христос, везде чтут великого угодника Божия и светильника веры, Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского Чудотворца. Я не знаю дома православного, где бы иконы Святителя Николая не было. Поэтому, православные, в четверг в 08:00 начало Божественной литургии, - память перенесения мощей из Мир Ликийских в Бар-град Святителя Николая, Архиепископа Чудотворца.

Пятница – молебен водосвятный с чтением акафиста в 09:00,

вечерня 16:00.

Суббота – 08:00 начало Божественной литургии,

вечерня 16:00.

Воскресенье, я всякий раз вам пытаюсь напомнить – воскресение это – Малая Пасха. Кто в Пасху может работать?..

07:30 начало Часов,

08:00 начало Божественной литургии.

 

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.