ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Неделя о блудном сыне Печать

 

12.02. На на Божественной Литургии протоиерей Димитрий произнёс проповедь на прочитанное Евангелие от Луки (15, 11-31) в неделю о блудном сыне.

«Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Среди народа, который окружал Христа, были не только фарисеи, но были и мытари и всякие грешники, которые пришли ко Христу, слушая слова спасения, складывая их в свое сердце. Между прочим, фарисеи стали роптать. Фарисеи – это более знатные люди, уже имея какое-то положение в обществе, между собой роптали, говоря: «Ну что вот, нам приходится вместе с мытарями сидеть!.. А ещё хуже, с этими грешниками, мы вот, уважаемые люди, а тут среди нас эта толпа…».

Стали роптать. И тогда Учитель говорит им: «Когда пастух пасёт стадо и вдруг потеряет одну овцу, скажите мне, разве он не оставляет стадо и не бежит искать эту одну овцу? Находит её. Когда находит – радуется, кладёт её себе на плечи и несёт в стадо. И у него радость такая бывает! Гораздо больше, нежели когда эти 99 были с ним».

И ещё говорит Господь: «Когда женщина собирала свои монеты и вдруг упустила одну, и она берёт, зажигает свечу и идёт в свой дом, ищет их. Причём ищет долгое время. И когда она нашла эту монету, она радуется. Разве у неё в руках не было других монет? Но она из-за этой монеты радуется ещё больше, нежели из-за тех, что были у неё в руках». И тогда Христос приводит им притчу, которую вы только что слышали. Это притча о блудном сыне. Человек некий имел два сына. Один из сыновей, как сказано в Священном Писании, юнейший, что означает младший; этот младший сын пришёл к отцу, набрался смелости или, может быть, точнее сказать, набрался дерзости, сказал: «Отец, отдай мне мою часть, я не желаю больше с тобой жить! То, что мне принадлежит или то, что мне необходимо будет получить от тебя. Я прошу: отдай мне мою часть!» И отец смиренно отдаёт ему часть. Младший сын собирает всё, что получил от отца и уходит строить себе жизнь. Но, если нечестным путём приобретено это состояние, как оно может принести пользу? И этот сын начинает прожигать состояние с любодеицами, веселится, есть, пьёт, а вокруг друзья-товарищи, каждый раз накрываются столы. Все его любят, все его почитают, но любят и почитают за что? За то, что он за них платит. Но когда деньги закончились, оказывается, он никому не нужен и никто его и не любил. И сын, опустившись в такое состояние, что уже готов был наняться простым работником, хотя был богатым вельможей, встречает он человека и ему говорит этот товарищ: там-то и там-то можно заработать. В это время в стране или в том городе, где он находился, настал голод, и очень сложно было питаться. Тогда этот сын ушёл, нанялся в работники и пас свиней. Кормили его настолько скудно, что он желал поесть бы даже рожков вместе со свинями; но, однако, его отгоняли и этого не давали употреблять в пищу. И так продолжалось какое-то время. Затем сын осознаёт, начинает анализировать свою жизнь, как он поступил с отцом – честно или нечестно, как он промотал своё состояние, как он опустился в нищету, в разврат, в мерзость, в грязь. И так всё это посмотрев, он говорит сам себе: «Я пойду к своему отцу. Нет! Не на правах сына, а на правах работника. Я упаду ему в ноги и испрошу милосердия пред его очами, чтобы отец меня принял в число своих работников, потому как работников – как он помнит – отец никогда не обижал, хлеба давал им вдоволь. Что же я здесь голодом погибаю? Пойду к нему». И так поразмыслив, он оставил своё место работы и двинулся к отцу. Когда же отец услышал, что идёт сын, то вышел ему навстречу, и когда увидел своего сына, то, как в Евангелии говорится, кинулся на выю (то есть на шею) – отец обнял сына и голову свою наклонил ему на шею. Но, видимо, не просто, а как это бывает, залился слезами, слезами радости от того, что сын к нему вернулся. А сын ему говорит: «Отче, я недостоин называться твоим сыном! Согрешил я перед Небом и пред тобою! Я прошу тебя, позволь мне быть твоим работником, скотину пасти и тем самым хоть как-то питаться, потому что я уже пришёл в ничтожество». И тогда отец говорит: «Принесите лучшую одежду! Кольцо на руку его и сапоги на ноги его! Заколите тельца упитанного (то есть лучшего бычка) и скоро делайте пир!» К вечеру возвращается старший сын, слышит ликование, музыку, торжество и спрашивает: «А что происходит? Что в нашем доме? Что такое?» Ему говорят брат твой вернулся. И старший сын обозлился, сказал: «Не войду я в этот дом! Этот, такой-сякой, блудник, гуляка, пьяница, и отец взял ещё и ввёл его в свой дом! Я, значит, работаю столько времени, никогда не обидел отца, всегда его чту, почитаю, а ко мне такого отношения не было… »

 

Заметьте, когда-то священник бывает к вам очень внимательным, а проходит время, вам кажется: «Ой, охладевает ко мне, уже и внимания мне такого не уделяет, а вот к тому… он сейчас тому оказывать, того любит, вот тому больше внимания!» Но вы вспомните причту, ведь вы всегда со мной, а когда приходит новый человек, я стараюсь, конечно, немножко больше ему внимания уделить, чтобы и он пришёл ко спасению, и радуюсь. А вы всегда со мной, поэтому если я вам и не уделяю особого внимания, то вы и так всегда со мной. Мы уже одна Церковь, одно целое с вами.

И тогда отец выходит к сыну и говорит: «Сын мой! Заходи, вот твой брат погибший вернулся!» А он сказал: «Отец! Ты даже мне козла никогда не дал, чтобы я с друзьями своими сели бы да выпили, да восторжествовали. Сколько я, вот, тебя и слушаю, и почитаю, и исполняю всё твоё, а ты никогда мне не дашь. А этому всё… », - начинает укорять отца. А отец говорит ему: «Сын мой, всё, что моё, то давно твоё! Оно всегда будет твоим. Ты же понимаешь, что сын мой был мёртв, и он ожил, сын мой был потерян, и я его нашёл!». Аминь».

***

По окончании Богослужения о. Димитрий напомнил, что мы всё ближе и ближе к Великому Посту. Началась неделя о блудном сыне. Потому что Христос говорит: «Ангелы и Отец Мой небесный радуются о каждой заблудшей овце, которая возвращается, приносит покаяние и которая идёт ко Христу». Святая Церковь нам даёт особые дни, дни поста, когда мы должны отойти от всей суеты временной этой, земной жизни, а особенно же, воздержаться, и как-то через воздержание, через молитву приблизится к Богу. Господь говорит о том, что Он ожидает, чтобы спаслась всякая человеческая жизнь. Ибо так Бог возлюбил мир, что даже Сына Своего послал, чтобы Он не только пришёл в мир, но даже и претерпел крестные страдания: бичевания, оплевания, осмеяния, и добровольно вошёл во Иерусалим за пять дней до крестных страданий. Вошёл во Иерусалим, а народ ликовал, народ славил, торжествовал, а Христос заплакал… Войдя во Иерусалим, Христос заплакал. Видите, какая разница, какой контраст! Народ ликует, народ прославляет, дети на руках – младенцы, которые питаются молоком матери, уста ещё не открыты, они не могут ещё говорить слова, и эти дети кричат: «Осанна в вышних! Благословен грядущий во Имя Господне!» Христос знает, что через три дня этот же народ будет кричать: «Распни его! У нас нет царя, кроме Кесаря! Кесарь – вот наш царь! А этот Сам себя назвал Царём!» Этот народ, который снимал с себя одежды, не постеснялся и не погнушался, чтобы Он на осле проехал по вещам, чтобы осёл потоптал их вещи, а потом народ с радостью одевал на себя эти вещи и прославлял Христа. А через три дня он будет кричать: «Распни его! У нас нет царя…» И Христос вошёл в Иерусалим, заплакал: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст…» (Мф. 23.37-38) Дай Бог, чтобы эти слова никогда не коснулись нас, чтобы эти слова никогда не коснулись наших детей, потому что мы с Вами уже в возрасте, и в скором времени нам стоять перед Отцом нашим Небесным. Мы оставляем свою веру нашим детям, нашим внукам, правнукам, другого больше сказанного никак не может быть. И поэтому Церковь Святая нас приготавливает ко дням Великого Поста.

В среду – величайший праздник Сретения. Что такое Сретение? Это встреча человека с Богом. Некогда Симеон, старец, грамотный и хорошо владеющий еврейским и греческим языком, ему надлежало переписывать Библию. По жребию ему досталось переписывать книгу пророка Исаии. Библия – это собрание книг, состоит из 35 книг, если говорить о канонических. Так вот, когда Симеон дошёл до тех слов, где было написано «се Дева во чреве зачнет и родит Сына», тогда он подумал: «Как Дева? Наверное, жена. Видимо, когда писали, совершилась ошибка». И он взял скребок, чтобы это слово затереть и написать слово «Жена». И только он это помыслил, как Ангел Господень взял его за руку и сказал: «Ты смерти не увидишь до тех пор, пока не увидишь Христа Господня». И проходит много времени, ибо прожил он 360 лет, нам кажется: вот хорошо, как долго прожил, а ему это же было в тяжесть. Хорошо, когда всё хорошо, а когда уже всё болит или когда усталость, это уже нехорошо. Так вот, он прожил столько лет, и когда пришёл в мир Богомладенец, он взял Его на руки, потому как он пришёл в храм – Духом Святым был водим. Пришёл в храм, взял Его на руки и сказал слова, которые всегда мы слышим на вечернем Богослужении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» (Лк. 2-29), потом что он видел Свет просвещения всем народам и славу людей Твоих Израиля. А Израиль – это Божий народ, то есть мы с вами, потом что мы приняли веру во Христа и живём со Христом. Мы и есть Израиль… Ангела Хранителя и Божие благословение».

***

Евангелие от Луки 15 11Еще сказал: у некоторого человека было два сына; 12и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. 13По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. 14Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16и он рад был наполнить чрево свое рожка'ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. 17Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. 20Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. 21Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. 22А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. 25Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? 27Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. 28Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. 29Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. 31Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"