ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Воскресная проповедь 15.09.2013 Печать

"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. - Аминь.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Евангелие от Иоанна, 3:16)

Обращаясь к народу с проповедью, - которая ведет человека к спасению, беседуя с собравшимся народом и учениками, Христос ясно говорит о семейном положении, о обязанности человека к жене. Какое отношение должно складываться между мужем и женой. А слова Его таковы: «кто разведется с женою своею, кроме как греха прелюбодейства, и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившейся на разведенной прелюбодействует». Услышав такие слова, ученики говорят: «Господи, если так строг закон и такая обязанность мужа к жене своей, то, наверно, лучше не жениться человеку тому».

Слышите, каковы слова?.. Если жена не изменяла мужу, как можно с ней разводиться? Ибо только за грех прелюбодейства может быть развод! Мы знаем, что прелюбодей Царства Небесного не наследуют. Прелюбодеяние одной из сторон есть крайне и крайнее тяжелое семейное несчастье, полное нарушение брачной связи и семейных отношений, делающее продолжение совместной жизни не только тяжелым, но даже и немыслимым и недопустимым.

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,

10  ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.

(Первое послание к Коринфянам, 6:9-10)

Как эти люди собираются спасаться? Как они надеются, что они войдут в Царство Небесное? «Всякий, кто посмеет пустить свою жену, - («оставить свою жену»), - прелюбодей есть».

Ученики были удивлены. Учитель снова говорит: «есть скопцы от рождения матери своей; есть скопцы, которые могут, которые оскоплены от людей, либо врачей; а есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Но это подвластно не каждому человеку, но тому, который сможет на себя взвалить крестный путь воздержания». «Кто может вместить да вместит».

Среди огромной массы, некий юноша, услышав такие слова, говорит: «Учитель благой! а что мне сотворить, чтобы унаследовать жизнь вечную?» Тогда Учитель говорит: «почему ты ко Мне обращаешься со словами «Учитель благой»? Это присущно только Богу». «Никто не благ, как только один Бог». То есть, этот юноша, сам не зная того, свидетельствует, что он разговаривает с Человеком, равным Богу – Сыном Божиим. Тогда последовал ответ: «Исполняй заповеди, и войдешь в жизнь вечную». Юноша спрашивает: «какие?» - а ведь он хорошо знал ветхозаветные заповеди, - тем не менее, Иисус начинает ему напоминать: «не убивай; не прелюбодействуй; не воруй; не лжесвидетельствуй; чти отца твоего и матерь; и: возлюби ближнего твоего, как самого себя». Юноша говорит Ему: «эти заповеди я исполняю с самого детства».

Почему Учитель говорит ему именно так? Конечно же, этот человек не был убийцей. Но это исполнение предполагает множество градаций, и нельзя сказать, чтобы человек, охраняя одно или другое, сделался истинно совершенным. Хорошо, когда человек не смеет убивать оружием подобного себе. Но еще лучше делает, когда человек не убивает человека словом, ведь иногда можно словом нанести глубокую рану на сердце человека. Уклоняющийся от нанесения обид и всякого рода - поступает еще лучше. Есть люди, которые не только не убивают людей ни оружием, ни словом и не наносят никакого вреда, но даже и не говорят ничего худого про своих ближних. Эта - ступень, еще более высокая, при исполнении одной и той же заповеди.

Дополняя свой ответ: юноша сказал «что еще недостает мне?» - и тогда Христос произносит слова: «пойди и продай свое имение, и если ты хочешь быть совершенным, то прояви милость к ближним твоим – раздай имение, раздай всё, чтобы ничего тебя не связывало с этим временным миром, и будешь иметь сокровище на небесах; и следуй за Мной». Христос указывает на одну из высших градаций совершенной любви. Она заключается в том, что человек раздает все свое имущество, желая облегчить страдания ближних из любви к ним. Это и было предложено юноше, желавшему быть совершенным и говорившему, что “сохранил” “все это”, в том числе и любовь к ближнему, от юности своей. Юноша услышал слово сие, был опечален, потому что имел большие стяжания.

22 Слышав же юноша слово, отиде скорбя: бе бо имея стяжания многа.

(Евангелие от Матфея, 19:22)

Я много раз напоминал вам, что не богатство губит человека, а привязанность к нему, или, хуже того, страсть к богатству. Вспомним Ксению Блаженную, - ведь она имела большие богатства. Какой пример она нам преподала, - когда похоронила своего мужа. Сколько боли и слез было в ее глазах. Ставши вдовой, она порвала с этим миром совершенно всё, - она раздала всё, что имела, она себе развязала руки. Ведь мы понимаем - с одной стороны, нам кажется, как нам необходим дом, необходим уют, необходима работа, зарабатывание денег, чтобы прокормить себя и свою семью, - но как мы себя связываем этим!.. И как сказал Господь, хорошо человеку тому, который может быть один и жить только для Царства Небесного, - но это под силу тому, кто может в себя вместить, - а кому это просто не дано, то пусть спасается в мире.

Хорошо, когда человек принял монашеский постриг, в монастыре он денно и нощно молится Богу. У него спасение через послушание - молиться за близких и дальних, за тех, кого знает, за ненавидящих и любящих нас, за наш народ. Исполнять неустанно монастырское правило в течение всей своей монашеской жизни. Но сможет ли каждый в себя вместить монашеский подвиг или подвиг юродства, чтобы жить именно истинно для Бога?.. Конечно же, не все могут. Трудясь в этом бренном мире, мы на себя налагаем, или связываем себя поручениями и обязанностями - перед детьми, и женой. Перед соседями, и обществом, - потому что, если есть дети, их нужно кормить, обучать, им нужно дать не только образование, но и материальное положение, - и это всё больше обязывает и связывает и руки и ноги!.. И только благодаря Господа Бога мы выполняем это земное послушание, а самое необходимое - то, что мы должны всегда помнить, чтобы на первом месте в нашей жизни, был Бог, любовь к Нему и исполнение Его заповедей.

Услышав такие слова, юноша опечалился. Потому как тяжело ему было расстаться с тем, что он имеет. Хотя рано или поздно все равно с этим придется расставаться. Вспомним слова Евангелия о глупом хозяине, который посадил нивы и эти поля принесли большой урожай. Что хозяин этих полей сказал: «ешь, веселись и радуйся: у тебя огромные богатства. Житницы, которые ты имеешь, они не вместят всего того, что уродили поля. Ломай их, строй большие, новые, чтобы вместить всё, и на много лет тебе хватит питаться от этого урожая». И как сказал Спаситель: «безумный, в эту ночь душу твою истяжут: а то, что ты приобрел, кому оставишь».

16 Рече же притчу к ним, глаголя: человеку некоему богату угобзися нива:

17 и мысляше в себе, глаголя: что сотворю, яко не имам где собрати плодов моих;

18 И рече: се сотворю: разорю житницы моя, и большыя созижду, и соберу ту вся жита моя и благая моя:

19 и реку души моей: душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа: почивай, яждь, пий, веселися.

20 Рече же ему Бог: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут;

21 Тако собираяй себе, а не в Бога богатея.

(Евангелие от Луки, 12:16-21)

Юноша ушел с печалью. Христос говорит ученикам: «тяжело богатому войти в Царство Небесное; легче верблюду пройти сквозь угольное ушко».

«Игольное Ухо». В Иерусалиме есть входные ворота. Иногда их называли главные Ворота или Судные Ворота, через которые вели Христа Спасителя на Распятие. И с двух сторон этих Ворот есть небольшие калитки. Когда в Иерусалиме наступала ночь, то ворота закрывались. Если подходил к городу караван, либо запоздалый путник верхом на верблюде, он не мог войти в город, потому что ворота были заперты. Для странствующих путников или запоздалых городских жителей, существовала калитка. Именно эта калитка и называлась «Игольное Ушко». Верблюд не мог пройти через арку, через эту калитку, - хотя, если потрудиться, можно было на коленках и его провести, но это весьма сложно. Об этом и говорит Христос: «легче войти верблюду сквозь угольное ушко, нежели богатому, - со своим широким настроем, с большими планами, - трудно войти в Царство Небесное». Услышав такие слова, ученики изумились и сказали: «Учитель! а кто тогда может спастись, если такова обязанность человека» И Учитель напоминает: «человекам это невозможно». Смысл ответа Христа: для Бога возможно и это, богач, преданный служению мамоне, может обратиться и усвоить себе правильный взгляд на свои богатства, усвоить себе евангельский принцип, на него может воздействовать благодать Божия и содействовать его обращению. Здесь очевидно, чтобы спастись, необходимо общение с Богом. Потому-то Бог и говорит Петру: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее до скончания века».

18 и Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей:

(Евангелие от Матфея, 16:18)

Потому-то нам и необходимо быть здесь в доме Божием, необходимо участвовать в Таинствах, это есть единение с Богом. Поэтому Господь и говорит: «от человека это невозможно, Богу же все возможно». Многие люди говорят: «Я в храм не хожу, но в душе верую». Это самообман! Человек, который не живет по заповеди Божией, «помни день субботний, еже святите его: шесть дней делай, и сотворишь в них вся дела твоя, в день же седьмой суббота, Господу Богу твоему», не участвует в Таинствах и не бывает на Богослужениях, не может справиться! Церковное православное-общественное богослужение имеет целью для назидания верующих и возбудить в молящихся благодарность к Богу за все полученные благодеяния. А главное, через Богослужение, через совершение таинств при богослужении, а особенно Святое Причащение, и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

«от человека это невозможно, но от Бога возможно всё». Аминь.

- Спаси, Господи.

 

Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною.

За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,

так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;

но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

10  Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

11  Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,

12  ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

(Евангелие от Матфея, 19:1-12)

 

Евангельское чтение
Мф. XIX, 16–26.
16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"