На Геннисаретской равнине северо-западного побережья Тивериадского моря располагался рыбачий поселок, в котором будет проходить основная проповедническая деятельность Иисуса Христа и поэтому он стал считаться для Спасителя «своим городом». Вероятнее всего, в этот достопамятный день Спаситель пребывал в доме апостола Петра (Симона), и незадолго до наступления вечера народ еще в большом количестве сходился, наполняя убогий дом и даже окружающий его двор, так что не было прохода и сложно было подступиться к двери.
Тем временем, в описываемом городе жил несчастный страдалец, который страдал неизлечимой болезнью. В расслаблении лежал на собственной постели и почти недвижим, разбитый параличом организм утерял двигательную функцию. Друзья приняли решение, во что бы то ни стало, показать расслабленного Спасителю, и, через кровлю спустили его на постели. «И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный» (Мк. 2:3-4).
Вера в Спасителя была настолько сильна, что они ни смутились количества людей и отсутствия возможности подойти к Нему обычным путём, через двери, но выбрали бесстрашный способ своего вторжения, а расслабленный молчал. Возможно, он испугался высоты, или опасался быть опрокинутым. Иисусу, как говорит евангелист Марк, понравилась сила и непоколебимая смелость веры, с которой действовали друзья расслабленного: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк., 2:5).
Здесь же, в доме Петра восседали книжники, - догматические толкователи ветхозаветных законов, прекрасно знающие Священное Писание и изучавшие его всю жизнь. Они услышали собственными ушами как Иисус удостоил больного более богатого блага, чем какого тот сам искал и между собой обменялись неблагоприятными взглядами. Спаситель без всякого труда увидел в их лицах выражение гневного неудовольствия, а в сердцах дурное помышление: «Он богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк., 2:7).
Все мы знаем, что человеческое сердце перед глазами Бога – есть открытая книга, в которой отражается каждая мысль и помыслы. Всё, что мы делаем, говорим или даже просто желаем и думаем, – отпечатлевается в нашем сердце. Ум способен удерживать лишь малую долю встречаемого. Рассудочная память, подобно ситу, задерживает только самое крупное. Но сердце хранит письмена всего, что прошло через душу, с чем соприкасался наш внутренний мир. Господь не заставляет нас, но кротко зовет к себе, как добрая мать зовет вернуться беспутного сына, – И тогда сердце стонет от пустоты глупого, бессмысленного существования.
И только вера в Живого Бога побуждает нас встать рано утром и идти в храм, идти в дом Божий. Всё остальное - это уже потом. Прежде всего, Бог ждёт от нас крепкую веру, которая движет и ум, и сердце, и всю душу человека. Письменные источники и археологические памятники говорят, что до великого израильского пророка Моисея книг в мире не существовало. А как же передавалась вера в грядущего Бога? Вера передавалась из уст в уста, от Адама к сыну, от сына к внуку. До всемирного потопа люди жили почти 1000 лет и было достаточно устных преданий для того чтобы обещанная Богом благая весть о спасении человечества, дошла до ушей праведного Авраама. Человечество на протяжении веков Ветхого Завета жило с надеждой, что Сын Божий придёт в мир для того чтобы пострадать и умереть на Кресте за человека, победить смерть и вновь даровать возможность вечной жизни с Богом. С самого начала истории существовала пропасть между Богом и человеком и чтобы вернуть человека на путь истинный, Бог явил Себя избранному Им народу. С Новым Заветом приходит понимание, что Бог, по словам апостола «есть Любовь», в котором сосредоточен весь дух и смысл истинной веры.
Вера этих четырёх евангельских товарищей, принесших расслабленного к стопам Спасителя, была справедливо вознаграждена. Но законники, сидящие в доме Петра и формально соблюдающие законы не имели такой искренней веры. Они перестали различать добро и зло, и ослепленные буквой Писания потеряли ключ разумения его смысла и тем самым не смогли понять истину Его учения. Представители наиболее образованной прослойки иудейского народа недовольно переглядывались и сокрушённо качали головами и всем своим видом осуждали действия Иисуса.
Провидя их мысли, Христос упрекнул их за ту невысказанную клевету, которой переполнены были их сердца, и задал прямой вопрос: «для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?» (Мк., 2:8-9). Однако они в безмолвном упрямстве молчали. Тот, Кто словом может исцелить этого расслабленного, то не ясно ли, что имеет власть на земле прощать грехи. В повелительном тоне обращаясь к расслабленному, произнес: «встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк., 2:11). В мгновение ока в расслабленных членах восстановились силы и мир водворился в смущенной душе его, и человек был исцелен. «Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали» (Мк., 2:12). В виду расступившейся перед ним толпы он вышел из дома Петра и славя Бога, полный восторга своего исцеления пошел в свой дом. В свою очередь народ начал расходиться, обмениваясь взаимными восклицаниями изумления и немалыми удивлениями от увиденного на их глазах совершенного чуда хиротезии.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Мк., 7 зач., II, 1-12.
1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному:
11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.
|