Если внимательно слушали евангельскую Весть, то не могли не заметить, что эти начальные заповеди прежде всего свидетельствуют нам о любви. Любовь нелицемерная в слове истины, в силе Божией, вот залог спасения человечества. Причём нужно помнить, кто имеет любовь, тот исполняет весь закон, но не нужно путать божественную любовь с любовью, о которой мы привыкли рассуждать в повседневной жизни. Церковь говорит о Любви, которая снизошла и низвела к нам с небес Сына Божия! Говорит о Любви, которую распяли на кресте - но победоносно низвергнулась смерть «и падоша демоны, и радуются ангелы и жизнь жительствует» (огласительное слово Иоанна Златоуста). Ибо, кто бы мог жизнь свою отдать за врагов? За родителей, за детей, за друзей, это ещё объяснимо. Но чтобы отдавать жизнь за врагов, это сверх человеческого понимания и это стоит вне всякого понятия чувственной любви, присущей человекам.
Господь - Бог есть любовь, и бездна Божественной любви неисследима и неизреченна. Божественная любовь простирается на весь мир, на все живущее, как бы мало и незначительно оно не казалось. Апостол Павел сформулировал эту любовь такими словами: «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор., 13:4-8).
По совершенной и благой любви Своей Господь призывает и спасает каждого человека. Лишь тот человек не спасётся, кто нерадиво и добровольно отказывается от Бога и от вечной жизни со Христом. Стоило только Иисусу произнести эти две божественные заповеди, как первосвященники, книжники и фарисеи, знатоки Священного Писания более сплотились между собой, приняли отчаянный характер замысла чтобы обличить Божественного Учителя. Они как-бы желали спросить Его, высказать им Свое личное мнение, как будто они действительно нуждались в Его мнении для своего руководства в нравственном вопросе практической важности. Однако Иисус сказал: «что́ вы думаете о Христе? чей Он сын?» (Мф., 22:42).
Христос – греческое слово, означает Спаситель! Помазанник - Тот Кто придёт спасти человечество. Об этом свидетельствует Священное Писание Ветхого Завета. Именно это учение проповедовали и трактовали евангельские фарисеи. Как известно Благой Бог «создал человека для нетления и соделал его образом бытия Своего» (Прем., 23:2). Но человек воспротивился воле Создателя и «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим., 5:12). О том, что придёт в мир Мессия и спасёт человечество, говорили и свидетельствовали все ветхозаветные пророки. Поэтому Спаситель задал им животрепещущий и насущный вопрос? Хранители же закона незамедлительно ответили Ему: ясное дело - Давидов, поскольку знали, что Мессия должен быть потомком Давида.
Тогда Спаситель процитировал фарисеям мессианский псалом царя Давида: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс., 109:1). Сложный богословский вопрос явно был не по зубам фарисеям, в котором говорится и о врагах, но не в тех случаях, в которых мы привыкли предполагать: близких или дальних, оных, кто нам досадил или обидел наше величество. Ведь по существу дела это не враги, а всего лишь оступившиеся люди. Исконно враг рода человеческого есть диавол - поднебесный дух, который искусил праматерь Еву и отца нашего Адама, в следствие чего на заре человеческой истории в жизнь человека вошла смерть.
Всемогущий Бог посрамил духов злобы поднебесной и победил смерть добровольным восшествием на Крестную Голгофу. По страдании, не как Бог сподобился вечного престола, но как Человек принял то, что имел как Бог. «И так если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» (Мф., 22:45). Ревностные исполнители закона фарисеи считали Спасителя простым человеком, но Иисус опроверг такое мнение о Нем и посему научает, что один тот же есть Сын Давида по плоти и вместе Господь его, как Бог и Творец. И никто не мог дать ответа Ему, ни слова, так что фарисеи ушли с посрамлением. И более в тот день уже никто не смел спрашивать Его.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Мф., 92 зач., XXII, 35-46.
35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42 что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43 Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
|