И подойдя, побуждаемый собственным честолюбием, спросил: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф. 22:36). В то достопамятное время уже в народе бродили споры о заповедях данных Богом Моисею. Одни знатоки Закона делали упор на ту или иную заповедь, а другие соответственно на иные заповеди Десятословия. Собственно такая картина встречается и сейчас. Иудеи 10 заповедей переложили в Мицвот - 613 заповедей иудаизма. Все заповеди этого списка перечислены в Торе. Их делят на 2 главные категории: первая содержит 248 заповедей, и обязывает к исполнению определённых вещей, вторая - 365 заповедей, запрещает определённые действия.
 
Моисею Бог дал 10 заповедей на двух Скрижалях Завета, 4 заповеди на одной скрижали, а 6 на другой. Обращаясь к фарисею, а в его лице и ко всем будущим поколениям, Иисус сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). В словах скрыто бытие человека по замыслу Творца. Если для человека эти слова ветер, то этот человек никогда не любил Бога. Любовь видна через отношение к ближнему. Любовь к Богу видна потому, как человек всецело доверяется божественному промыслу о себе самом.
Иногда испытания и скорби попускаются нам, потому что мы забываем о доверительном отношении к Богу и надеемся лишь на людей, ближних или дальних. Хотя Господь через царя и псалмопевца Давида говорит: «Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в коих нет спасения» (Пс. 145:3). Поэтому любить Бога всем сердцем это всецело доверять Ему. Всей своей душой иметь надежду на спасение, всем своим разумением жить по воле Бога. Вторая заповедь гласит о любви к человеку, поскольку человек это создание Божие. И Бог призывает нас любить ближнего твоего, как самого себя. Отсюда становится ясным, что любовь к Богу и любовь к ближнему взаимно обусловлены, так что в каждой из них, непременно мыслится и другая.
Если мы посмотрим на вторую половину скрижали Завета, то увидим, что она начинается с 5-й заповеди: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». Бедность и нищета духовная ожидает тех, кто не чтит отца и мать своих. Но благоденствие и богатство ожидает тех, кто любит и чтит своих отца и мать, потому что через любовь этот человек исполняет волю Бога. А дальше на скрижали мы читаем следующие заповеди: «Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
Что же это значит? То, что, если человек действительно достиг настоящей любви к Богу и ближним, он не может нарушить ни одну из десяти заповедей, потому что они все говорят о любви к Богу и людям. Каждому даётся свой крест и необходимо довольствоваться собственным крестоношением, и тогда такой человек войдёт в вечность. Сказав фарисеям о двух заповедях, Иисус тем самым завершает их метания и споры на эту тему. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: «что вы думаете о Христе? чей Он сын?» (Мф. 22:41-42). Фарисеи не ожидали такого вопроса, поскольку Христос означает Спаситель, Мессия. Тот, Кто придёт спасти мир. И отвечали Ему: Давидов сын, царя израильского и пророка Божия.
Тогда Иисус говорит им словами Псалтири 109 псалма, которые знал каждый знаток Закона, считая его ясно мессианским: «как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» (Мф. 22:43-45). В Своём вопросе к ним Спаситель открывает тайну Боговоплощения Нового Завета. Сын -божественный, а не человеческий, сын Давида по человеческому рождению, но Господь Давида по Своей божественной сущности. Таким образом фарисеи при всей своей мудрости жестоко заблуждались: «и никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» (Мф. 22:46)
Аминь.

Евангельское Чтение
Лит. - Мф., 92 зач., XXII, 35-46.
35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42 что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43 Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
|