ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Неделя 24-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь Печать

20231119 083409

19 ноября 2023 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Лк. 8:41-56).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В сегодняшнем евангельском известии мы услышали рассказ, в котором Спаситель дважды великодушно подаёт помощь, но во всех этих случаях присутствует число «двенадцать», которое имеет онтологический смысл. Евангелист Лука говорит, что к Спасителю в крайнем волнении подошёл один управитель синагоги или главный старшина прихода по имени Иаир. Этот именитый человек пользовался большим уважением среди иудейского народа, и этим характеризуется его личность. В достопамятное время отношение ко Христу в той стране складывалось противоречивое. Густая народная толпа ликующе шла за Иисусом, и как земля впитывала каждое Его слово, однако фарисеи, изыскивая все случаи, старались погубить Его.

И вот, когда Иисус находился в Галилее, вероятнее всего в городе Капернауме, то начальник синагоги сообщил Христу, что в его дом пробралась болезнь и наглая смерть холодными объятиями уже держит его единственную дочь. Припав к стопам, он разбитым и скорбящим голосом просит Чудотворца посетить его дом. Многие свидетели из народа удивились уважению, которое проявил Иаир к могуществу Того, к Кому теперь сам обращается. Он не концентрируется на толпе, а скорбно молит Иисуса об одном, что Ему стоит только войти под кров его дома и возложить Свою божественную руку на маленькую девочку и она будет жива. Таким образом, его вера всё же была не так сильна, как у римского сотника, оттого отец просил возложение руки.

flujo23 IairIair23

Господь сопровождался народом какой теснился к Нему, и неустанно следовал за Ним в направление дома несчастного отца. В этой толпе была многострадальная личность, которая двенадцать лет мучительно страдала кровотечением. Евангелист Лука повествует: «женщина издержала на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена» (Лк. 8:43). Ситуация тогда и сейчас совсем не меняется. В настоящее время мы имеем немало примеров, когда врачи не в силах помочь страждущим, страдающим тем или иным заболеванием. Уставшая от своей болезни женщина, имела веру возможно больше, чем Иаир. Она с усилием пробралась сквозь народ, и невольно толкая всех вокруг стоящих, тем самым нарушая и перечёркивая Закон, осторожно коснулась Учителя.

В Пятикнижие Моисея, сказано: «Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее, подобно как в продолжение очищения своего, она нечиста; и всякая вещь, на которую она сядет, будет нечиста; и всякий, кто прикоснется к ней, будет нечист и должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера» (Лев. 15:25). Подойдя сзади к Иисусу, она прикоснулась к кисти на краю одежды Его. В облачении священника присутствует похожая деталь называемая Палица - матерчатый ромб, привешиваемый за острый угол на ленте у правого бедра.

Палица рассматривается как символическое изображение духовного оружия слова Божия. Во времена Ветхого Завета мы можем прочитать в книге Числа, что заповедовал Бог в отношении одежды иудеям: «объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти (цицит) - локоны, кисточки на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим» (Чис. 15:38-40).

Как мы видим, в книге упоминается имя «Бог», а не Господь. Но какая же в этом разница? Имена Бог и Господь – самые распространенные в библейских текстах. Первым именем переводчики на славянский и русский языки перевели еврейское слово «Элохим», которое встречается в Библии более 1500 раз. Упоминание имени «Яхве» - Господь впервые появляется в книге Бытия начиная со второй главы, и встречается около 7000 раз. Переводчики Священного Писания на греческий язык передают его словом Кюриос (Господь). Сравнивая имена Бога, можно провести аналогию как между правосудием и милосердием: «Посему ожидает Господь, чтобы помиловать вас и посему возвысится Он, щадя вас, потому что Бог правосудия — Господь: блаженны все уповающие на Него» (Ис. 30:18).

Тайно, но с трепетной поспешностью страдалица схватилась за кисть (цицит), и тотчас течение крови остановилось. Произошло это незаметно для других, но не для Христа, так как Иисус почувствовал вышедшею целительную силу, и потому остановившись, сказал: «кто прикоснулся ко Мне?» (Лк. 8:45). Петр возразил и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус произнёс: «прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк. 8:46). Женщина по своей женской стыдливости боялась признаться, однако с трепетом подошла и, «пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась» (Лк. 8:47). Христос вдвойне врачует жену: исцелил болезнь, а затем усмирил страх её души: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк. 8:48).

Продолжая путь, некто с кратким извещением сообщил несчастному отцу: «дочь твоя умерла; не утруждай Учителя» (Лк. 8:49). Мы даже не представляем, какой удар испытал мужчина, когда получил известие о смерти своего ребёнка. Однако Спаситель не позволил скорби сломать дух этого человека. С сострадательным желанием избавить несчастного отца от бесполезной муки, Он сказал: «не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк. 8:50). Скоро они пришли в дом управителя и увидели смятение наёмных плакальщиц, которые ударяя себя в грудь, не искренне визжали и рыдали, заламывая руки. Такое случается и в наше время, наёмных плакальщиц видел сам воочию, когда служил с 1993-1997 годы в Покровском храме, на Северном кладбище. Во время отпевания покойника я попросил их быть по тише, но тут их рыдания закончились, и они вполне адекватно отвечали мне.

Спаситель настойчиво велел прекратить им торгашеские вопли: «не плачьте; она не умерла, но спит» (Лк. 8:52). И тогда плакальщики и свирельщики смеялись над Ним. Вот так лицемерный плач перешёл в оскорбительный смех. Когда восстановилась тишина: «Спаситель взял с Собой только трех избранных учеников, а также отца отроковицы и матерь» (Лк. 8:51) и вошёл в комнату, где царствовало страшное безмолвие смерти. Затем, взяв маленькую ледяную ручку умершей отроковицы, тихо произнёс: «талифа-куми, тебе говорю, девица, встань!» (Лк. 8:54). На глазах учеников девица встала: «И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он, отдав отроковицу родителям, велел дать ей есть» (Лк. 8:55).

Страшным изумлением были поражены родители отроковицы, но Спаситель по обыкновению Своему прибавил: «не сказывать никому о происшедшем» (Лк. 8:56). В этот достопамятный день Он совершил более чем достаточно для засвидетельствования Своего могущества и твёрдо предложил счастливым родителям накормить своё чадо для того, чтобы было всем понятно, что девица вернулась к жизни во всей своей полноте воскрешения и сотворённое Им чудо не сочли за обман. Бездонна глубина верующего сердца и много в нём любви созидается: «Искреннее, чистое, открытое сердце, жажда соединения с Богом ведут человека к духовному перерождению, к открытию диалога с Ним», подчеркнул в своей проповеди владыка митрополит Меркурий (неделя 20-я по Пятидесятнице 22.10.2023г.).

Аминь.

oiug8uguigcale 120023

 Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 39 зач., VIII, 41-56.

41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,

42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,

44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.

53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.

55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"