ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Воскресная проповедь Печать

20240317 083730

17 марта 2024 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 6:14-21).  

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Собравшийся народ с глубоким вниманием слушал каждое слово божественного Учителя, потому что Его учение имело универсальный смысл и значимость того, как Иисус без всяких предисловий намеревался сказать. Помимо поучительных притч и прочих боголепных наставлений Спаситель диктует текст высшей молитвы: «Отче наш, иже еси на небесех..», и эта молитва заключает в себе не что-либо земное, но всё небесное и относящееся к пользе души. Научая нас произносить все прошения, заповедует не иметь и следа гнева против ближнего и потому произносит слова, которые мы услышали из евангельского чтения.

Он раскрывает смысл откровения в трёх темах и первая звучит так: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Эти слова мы слышим на протяжении нашей жизни и принимаем легко, а вот исполнить их оказывается не так просто. Разве возможно простить обидчика, думаем мы, да ещё и смеётся который над нами? Не только мы размышляем в этом вопросе, но и апостолы задавались тем же, до каких пор прощать согрешающему? Мы мерим собственной мерой отношений между людьми или недругами. Однако мера, какой относимся мы к людям, так же может оказаться мерой к нам.

Поэтому Господь предупреждает: «какою мерою мерите, такою отмерено будет вам» (Мк. 4:24). И добавляет: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14). В Евангелии, в 18 главе апостол Пётр скажет: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус ответит: «не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:22). Мы не должны думать, сколько раз прощать, но должны останавливать свой гнев к согрешающим против нас всякий раз, когда такому гневу есть место.

Дело в другом по сути, и как мы прощаем обидчика. Если милуем на словах, а в сердце нет любви к ближнему, тогда это непрощение. Больше того, любить как прежде любили, наверно уже не сможем. И тешить себя надеждой на возмездие обидчику не следует нам. Если такие мысли у нас возникают, это значит, что мы его не простили, потому что желаем ему зла. По слову святителя Василия Великого: «какие грехи прощать, не должно и спрашивать, потому что Новый Завет не показал нам никакого различия, но обещает отпущение всякого греха кающимся». Отказ от держания в себе зла и мести – это прямая необходимость, без которой даже просто называться христианином будет лукавством.

Из слов второй темы, видно: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6:16). Настоящие лицемеры претендуют на место Бога и получают за своё показное поведение величание от людей. В этой связи Господь Бог подобающим образом показывает будущий приговор на судилище за тщеславие и хвастовство. Ибо кто стремится к славе здесь, для тех настоящая награда является лишь тенью по отношению к награде будущей. К тому же, эта тщеславная награда является препятствием на пути к вечной жизни.

Продолжая, Спаситель уверяет: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:18). Евангельское известие молвит нам никому не показывать своего унылого вида, якобы мы погружены в пост, но ничем по наружности не отличаться от прочих людей. Являть себя постящимся только перед Отцом Небесным, Который в тайне, (как бы один на один) и Который видит всё наше сокровенное. Так поступали святые угодники Божии и строго соблюдали пост, всячески стараясь укрыть эту добродетель от людских взоров, прикрывались простым смирением.

Третья тема, раскрытая Спасителем, предупреждает: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21).  Не многое нужно на потребу: чайник, одр, кров, и всё для того, чтобы главу приклонить. Однако нужны условия и для семьи и на потребу, но не прилагать сердец к этому проходящему мирскому богатству. Посему подлинные богатства живущих на земле являются только те, какие измеряются в добрых делах и поступках и собираются в Царстве Христовом.

Аминь.

ma24xrd24efau24lt

Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 17 зач., VI, 14-21.

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,

18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"