ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Неделя 30-я по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым. Воскресная проповедь. Печать

20231231 084015

31 декабря 2023 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 1:1-25).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Надежда вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времён, это не пустые слова. Поскольку представление о времени относятся к нашей способности познания или предположения по действию нашего человеческого рассуждения. Богу не свойственно заблуждаться или сомневаться и потому «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1:1), в сегодняшнем Евангельском чтении, есть свидетельство о Его благом пришествии в этот мир, которое не вызывает никаких сомнений. Таким образом, апостол Павел говорит: «а в свое время явил слово Свое» (Тим. 1:3), прежде были времена вечные, которые, однако, не были совечными Всемогущему Богу.

Множество незаурядных имён, о которых мы услышали из сегодняшнего евангелие, и какие редко употребляются в наше с вами время, однако почтительно выходят шлейфом из глубочайшей истории того времени. Более того скажу, что евангелист Матфей помимо праотцев, вспоминает и о достопамятных четырёх женщинах. Боговдохновенный муж вспоминает ту, которая от Иуды: «Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама» (Мф. 1:3). И в этих словах мы слышим, как жизнь человека проходит во времени незаметно и скоротечно. Не стыдясь наших пороков, Христос не гнушается ничем нашим, и с самого начала Своего рождения научает и нас не стыдиться злонравия предков.

o-TAMAR-AND-JUDAH-facebook MV5BNWZhOGEzY2YtMjg1NC00YmMxLWE3OTYtYjRjNjcyZTE4Mj

Иуда, сын Ветхозаветного патриарха Иакова и старший брат Иосифа, по своему малодушию предложил братьям продать Измаильтянам, своего младшего брата Иосифа: «Что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его?» (Быт. 38:26). А ведь библия говорит, что Иуда женил Ира, старшего своего сына, который не оставив наследства, умер. Иуде свёкру, согласно закону Левирата, пришлось женить Онана второго сына на своей невестке Фамаре. Обычай брачного закона, свойственен многим народам на стадии патриархально-родового строя, по которому вдова имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа. Умер и второй муж, и потому Фамарь считалась дважды вдовой.

Из евангельской вести мы узнаём, как «приступили ко Христу саддукеи, которые говорят, что нет воскресения» (Мф. 22:23), и спросили Его: было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого. После же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. И здесь понятно действие этого закона. Фамарь же очень хотела потомство и сняв с себя свои траурные одежды, завлекла обманным путём своего тестя, Иуду. Вот такая жизнь, трагичная и неожиданная стоит за большим списком, который сухо перечислен в сегодняшнем евангельском чтении.

Вторая упомянутая женщина по имени «Раав» или Рахав (Нав. 2:1), являлась жительницей древнего города Иерихон. Блудница, согласно книге, укрыла в своём доме: «в снопах льна, разложенных у нее на кровле» (Нав. 2:6) двух соглядатаев из войска Иисуса Навина и за это при взятии города, вместе со всеми домочадцами, сохранила жизнь себе и родным. Затем мы слышим имя Руфь, а о ней написана целая книга в Библии. Удивительно, но даже об Аврааме или Исааке меньше сказано, чем о Руфь. Наконец мы слышим о жене царя Давида, но ведь у него было много жён. О какой же женщине идёт речь? О жене бывшей Урии, Вирсавии. Ведь она совершила грех при муже. Разве это не история?

Согласно библии, царь Давид, прогуливаясь на крыше своего царского дворца, «увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива» (2 Цар. 11:2). Её муж, Урия Хеттеянин, находился в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы её доставили во дворец. Позже Давид написал командиру армии письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет «самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» (2 Цар. 11:15). Эта история во всей своей неприглядности, но предельной честности показывает нам страшное падение и глубочайшее раскаяние. Выражает сокрушение о содеянном и усердную молитву о помиловании.

Пророк Нафан, некогда принесший царю Давиду Божие благословение, теперь рассказывает ему трагическую притчу. «В одном городе жили два человека – богатый и бедный. У богатого было много крупного и мелкого скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил еще маленькою, выкормил ее, и она росла вместе с его детьми, и ела от его хлеба, и пила из его чаши, и на груди у него спала, и была для него как дочь. Однажды к богатому человеку пришел странник, и богатый пожалел взять из своих овец для того, чтобы приготовить обед для странника, а взял единственную овечку бедняка и приготовил ее…» (2 Цар. 12:1–4). Впав в прегрешение – прегрешение одно повлекло за собой другое.

Выслушав речь библейского пророка Нафана, царь народа Израильского Давид пришел в негодование и воскликнул: «Да живет Господь! Смерти достоин такой человек!» (2 Цар. 12:5). И тогда пророк Господа говорит – «Ты тот человек! (который сделал это)» (2 Цар. 12:7). Перед Давидом раскрылась бездна совершенного им преступления. Давид был потрясен, – в словах пророка он услышал голос Бога и воскликнул: «Согрешил я пред Господом!» (2 Цар. 12:13). В Писании сказано, что Нафан возвестил Давиду суд Божий и тогда младший сын Иессея пустился в плач: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое…» (Пс. 50).

Далее, в палитре библейских имён мы слышим слова евангелиста, который разделяет родословие Иисуса Христа на три периода. Говорит о четырнадцати родах и показывает, что Иудеи с переменой правления не делались лучшими, но предавались тем же порокам. Пленение вавилонянами Иерусалимских граждан и самого иудейского народа, оказалось не случайностью и новое нашествие Навуходоносора с захватыванием Иерусалима, не оставляет камня на камне. Под тяжестью испытаний Иудеи вынуждены жить на чужбине. В Великом посту хор нашего храма торжественно воспевает 136 псалом: «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона; на вербиих посреде eго обесихом oрганы нашя».

Для большинства покорённого народа память об Иерусалиме оставалась священной. Они плакали при одном только воспоминании о Сионе и помышляли об отмщении «окаянной дочери Вавилона, опустошительнице». В плаче пленников прослеживается надежда на прощение от Господа и возвращение в Землю их отцов. Следующие четырнадцать колен до Рождества Иисуса Христа включают в себя уже старца Иосифа обручника, который будет хранить и оберегать свою жену Марию, и Она послужит в деле спасения человечества, родив миру Сына Спасителя. Пророческое имя богочеловека Иисуса Христа Эммануил (евр. – с нами Бог), употреблено в пророчестве Исаии: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис. 7:14).

Аминь.

9a7n5ipa5v3i1-gigapixel-standard-scale-2 00x-scaled

Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 1 зач., I, 1-25.

1Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 3Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 5Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; 6Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 8Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; 9Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; 11Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; 14Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; 15Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; 16Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

18Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"