«Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда» (Мф. 17:17). Когда же привели этого отрока, Иисус запретил бесу, и он в тотчас вышел из него, потому что это исцеление было немедленным и совершенным. Этот негодующий возглас Спасителя напоминает всем нам, что в повседневной своей жизни мы тоже впадаем в прегрешения и тем самым свидетельствуем о нашем бунтарском стиле жизни. Не стоит размышлять, что человек тот был весьма грешен и потому страдал тяжким недугом, несомненно, он был грешен, - однако не грешнее нас с вами. Необходимо каждому человеку помнить, Чьё сердце мы раним своими нарушениями и какой ценой омываются наши грехи.
Своих учеников Господь воспитывал поучениями, Он говорил: чем отличается верующий от язычника. «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:46-48). Разница еще и в том, что христианин, если и согрешает, - сердечно кается, а не просвещенный язычник беспечно грешит и погибает. Ибо несовершенен тот образ Божий, который не уподобляется Богу по делам, и поелику Христос прямо сказал: «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:13).
Однако, когда они были наедине со своим Учителем, избранники воспользовались первым же удобным случаем и спросили Его о причине последнего неуспеха: «почему мы не смогли исцелить его?» (Мф. 14:16). Апостолы находились в растерянности, ведь прежде именем Иисуса они изгоняли нечистых духов. Отправляя семьдесят избранников Спаситель посылал их пред лицом Своим куда Сам хотел идти: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф. 10:7). И по возвращении своем они с радостью говорили: Учитель мы именем Твоим бесов изгоняли. Однако Спаситель отвечал им: «не радуйтесь, что имеете власть над демонами, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20).
Возможно, ученики устыдились своей неудачи и посчитали, что отсутствие их Наставника ослабило их веру и потому они лишились дара Божия: врачевать, исцелять болезни и изгонять бесов. Но Спаситель прямо сказал им: «по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 20–21). Из настоящего назидания мы видим, что есть виды столь сильного и застарелого духовного, физического и нравственного зла, что с ним можно бороться только молитвой, соединенной с тем самоограничением, сильная и действенная форма которого есть пост.
Вера, даже с горчичное зерно хотя и имеет маленький размер, однако может гораздо большее, - горы переставлять. Христос имел в виду свойство горчичного зерна, которое заключается в том, что в растолченном виде оно обладает сильным проникающим действием и способно обогащать и изменять любой продукт. По этому наглядному примеру наша вера не должна быть мёртвой и бездейственной, но живой и эффективной как горчица. По верованию мы должны жить, достигать целей, побеждать трудности, иначе наша вера будет просто пустым звуком. Вера вообще – это твёрдое согласие со всеми Божественными откровениями и уверенность в них.
Однако же одержимый юноша видимо жил без веры в Бога и существовал по похоти страстей и желудка и тем самым открыл путь дьяволу, который и проник в него. Но мы должны понимать, как необходима молитва и пост, чтобы предотвратить дьявольские нападки и козни, направленные на нас. Ведь не соблюдая заповеданное Богом, мы становимся открытыми для врага, который разжигает наши страсти и толкает на нарушение закона, который есть грех. «Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились» (Мф. 17:22-23).
Теперь уже постоянным предметом Его божественного учения были приближавшиеся предательство, смерть и воскресение. Однако ученики своими слабовосприимчивыми сердцами ещё с трудом могли понимать Его ясных предостережений, а по своему маловерию боялись спросить у Христа дальнейшего разъяснения. Но все-таки Он ясно предсказывал о Себе, что должен быть предан в руки человеческие – руки людей, которым Он служил и был близок к людям, по Своей Человеческой природе, которых взялся спасти и по этому мог бы ожидать от них жалости и сострадания. Опять-таки не меньшее чем убийство смогло бы удовлетворить их ярость, они жаждали крови и поэтому стали Его гонителями и убийцами.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Мф., 72 зач., XVII, 14-23.
14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.
22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,
23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.
|