День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии |
![]() |
30 сентября 2012 года, в день памяти Св. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, по совершении Божественной Литургии, протоиерей Димитрий обратился к верующим с проповедью: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Православная Церковь прославляет святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Относится это к 137 году от Рождества Христова. При нечестивом императоре Адриане, который прослышал, что девицы весьма мудры на ум и наделены от Бога красотой телесной, он желал их видеть. Когда же были приведены мученицы, дух их был бодр и тело крепкое, и многие из придворных удивились, говоря между собой: «Нам кажется, что эти девы пришли не на мучения, а на пир к царю». В свою очередь, мать привила детям великую любовь ко Господу нашему Иисусу Христу. Какой и пример до сего дня нам, грешным! Мать научила их любить Христа всей своей горячей любовью, верой и преданностью. И тогда, когда нечестивый царь заставлял их принести Артемиде – языческой богине-, жертву, девы отказались. Тогда царь, начиная со старшей до младшей, их умерщвлял. Сначала была казнена Вера через мучения. Потом Надежда, Любовь, и всё это на глазах у сестер и на глазах у матери. Какое сердце материнское выдержит то, что выдержала София? Казалось ей, чтобы лучше бы она вынесла всю тяжесть и горе мучений – не страданий, наверно, а мучений, потому как Милосердный Господь стоял возле них. И они сказали царю: «Мой царь, мы согласны жизнь отдать за нашего Господа. Истинный Бог – это Господь наш Иисус Христос. Почему ты нас заставляешь бесу поклоняться? Это падший ангел, который низвергнут с Небес, потому как вопротивился воле Божьей. И тебе бы, царю, вразумиться, и поменять свой образ жизни». Царь же приказал на эти слова умерщвлять их со старшей до младшей. И всё это на глазах у матери. Затем матери разрешили похоронить своих детей. И тогда мать всех троих вывезла за город. И там похоронила. Три дня мать находилась вместе со своими детьми умершими, которые были погреблены. И уж по истечении трех дней сердце матери остановилось. И тогда православные погребли и Софию вместе с ее детьми, а Церковь Православная причислила и ее к лику святых с именем мученицы, хотя она и не претерпела никаких телесных страданий, никто ее не мучил, не рвал ей шкуру и не ломал ее руки и ноги, как многие мученики за имя Господне пострадали. Хотя ее, наверно, боль, похлестче телесной: видя страдания или видя мучения своих дочерей за имя Господне. И какое сердце может вытерпеть такие муки? Сердце пробилось только три дня после смерти своих дочерей... И она предала душу Господу. И нам дала пример воспитания детей своих в истине. Она дала им жизнь – жизнь телесную, потому что родила их, - и дала им жизнь духовную, - потому, что воспитала их в вере в спасение. Нам же это величайший пример: когда мы жизнь даем своим детям телесную, нам нужно прилагать все усилия и труд, чтобы мы дали им еще жизнь духовную, чтобы не случилось так – когда мы уйдем в мир иной, а дети наши совершенно останутся без молитвы и без веры в Бога. Что же их ждет? Куда они пойдут? Всех поздравляю с праздником Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, всех вас с Воскресным днем. Дай, Господи, телесного здравия и душевного спасения. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств. Сегодня служба вечерняя в 16 с чтением Акафиста святым мученицам Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Ангела-Хранителя и Божьего благословения! Сегодня я уже говорил, что мы отправимся в новый приход. Потому как Престольный праздник этого храма. Вчера было совершено временное освящение храма в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Храм этот располагается географически за Ростовским морем, поселок Камышов, это еще Первомайский район. И вот в 12 часов придет автобус для нас, для православных – кто желает, пожалуйста, сегодня мы поедем туда, разделить с этим храмом Престольный праздник, радость бытия и молебен водосвятный с чтением Акафиста будет там, на том приходе, в 13 часов. Ангела-Хранителя и Божьего благословения. Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже!" ****** На Божественной Литургии протоиерей Димитрий произнёс проповедь на Евангелие от Матфея (Мф., 16:24): «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! «Тогда Иисус рече учеником Своим: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Евангелие от Матфея, 16:24) - так обращается Учитель к Своим ученикам и к народу, который окружал Его. Почему Господь призывает человека на такой подвиг? Потому как Христос этим путем пойдет, чтобы спасти род человеческий. Он вкусит всю смерть, Он вкусит всю горечь, насмешки и издевательства, всю ту полноту боли, которую может причинить человек человеку. Он понесет оружие смерти на место казни. Он обращается ко всему народу: «если кто хочет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой». Что за крест? О каком кресте Бог говорит? Крест – это наша жизнь. И каждый из нас должен довольствоваться тем, что у него есть. Радоваться жизни, радоваться каждому дню. Когда мы пробудились от сна (а сон - это временная смерть), когда мы встали от сна, то, прежде всего, не ленившись, нужно поблагодарить Господа в молитве о том, что для нас опять наступил новый день, и мы с вами можем дышать, ходить, жить в этом мире. Почему же Господь призывает, чтобы человек «отвергнулся себя»? Господь призывает нас, чтобы мы не гордились и свое «я» отбрасывали на задний план. Вспомним, когда Христос обращался к ученикам: «кто хочет быть у Бога первым, да будет всем слугою». «И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». (Евангелие от Марка, 9:35) Слова псалмопевца Давида: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». (Кафизма 7, Псалом 50, стих 19). Ибо какая польза человеку, если он приобрящет весь мир, а душе свой напакостит? Или что человек даст взамен за душу свою? «кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит; или что даст человек измену за душу свою» (Евангелие от Матфея, 16:26) Что он может дать? «Если он постыдится, - говорит Учитель, – словес Моих в роде сем прелюбодейном и грешном, и Я постыжуся его пред Отцем Моим, иже на небесех». «Всяк убо иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех: а иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех». (Евангелие от Матфея, 10:32,33) Мы знаем, не так давно читался отрывок из Евангелия – притча о виноградарях, причта о житницах. О виноградарях – это тогда, когда слуги, работавшие в винограднике, не пожелали отдавать в свое время плоды хозяину виноградника. Причта о житницах – это когда уродило поле, и хозяин сказал: «я сломаю житницы мои старые, они не вместят, сколько у меня хлеба, сколько пшеницы, я построю новые, и мне хватит на долгие года, и скажу душе: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». И тогда Учитель говорит: «безумный! в ночь твою душу заберут; кому ты это оставишь? Почему ты возвеличил себя выше Бога? Почему ты гордишься, что все это ты сделал? Если у тебя есть богатство, то ты должен не только сам есть и пить, но и находить в себе силы давать неимущему. И тогда оправдишься пред Отцем твоим, иже на небесех». «13 Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Что же сделал богач? Тот, который веселился каждый день, ел и пил, а Лазарь валялся у его ворот, и когда пройдет торжество или мероприятие в доме богача, остатки хлеба и продукты выбрасывались на улицу, и тем самым питался Лазарь. Богач же каждый день менял вещи, имел большой достаток и даже не замечал, что у его ворот лежит нуждающийся. «19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Стоило бы этому богачу проявить милость, немножко оторвать от себя и отдать нищему, и он бы оправдался перед Богом. Но он даже этого не замечал. Вот, о чем говорил Христос. Он не говорит, чтобы мы ушли в нищету или в бедность. Он говорит, чтобы мы не гордились, не возносили себя выше Творца. «Кто хочет быть у Бога первым, да будет всем слугою» - такой призыв к народу говорит Отец наш Небесный. «Аминь глаголю вам, - заканчивает апостол и евангелист Марк слова Христа, - ныне из здесь стоящих не вкусят смерти, потому, что увидят сами, что Царство Небесное пришло в этот мир в полноте и в силе».
«И глаголаше им: аминь глаголю вам, яко суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Царствие Божие пришедшее в силе». (Евангелие от Марка, 9:1) Опять скажем: «Что за слова? Что за полнота? О чем говорит евангелист Марк?» Евангелист свидетельствует слова Христа о том, что Христос пойдет на Голгофу и понесет оружие смерти на Своих плечах. Ради чего? Ради нас. Ради спасения человека. Ради того, чтобы человек, придя в мир, держался бы за крест. Крест Христов, который идет и указывает нам путь ко спасению. Потому что Царство Небесное пришло в силе, потому что Христос взойдет на Голгофу, и ради нас, и ради нашего спасения примет все возможные, всё то унижение и горечь – и оплевания в лицо, и биения по щёкам, и даже будут закрывать Ему глаза, и одни из воинов будут преклонять колена и говорить: «А вот скажи нам, кто Тебя ударил? Ты пророк, Ты знаешь все. Скажи, кто Тебя сейчас ударил?»
«27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк 28 и, раздев Его, надели на Него багряницу; 29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! 30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. 31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие». (Евангелие от Матфея, 27:27-31) «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам». (Евангелие от Иоанна, 19:2-3)
«Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? И много иных хулений произносили против Него». (Евангелие от Луки, 22:63-65)
Какое унижение нужно было пройти, чтобы показать нам пример спасения! «Отныне, - как говорит Христос, - если кто постесняется Меня, постыдится, и постесняется делать грехи, постесняется делать непотребное перед глазами Моими, и Я его не осужу, и он будет со Мною вовеки. (См. Матф.10:32-33). Аминь».
|