Иисус находит отличный пример, чтобы смысл Его слов был понятен всем слушающим Его в тот день. Потрясая сердца народа, повествует им притчу о богаче и Лазаре: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк. 16:19). Порфира это верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон — белая, тонкая нежная материя из египетского льна. Этот богач, живя роскошно, каждый день пировал, накрывая себе стол изысканными яствами. Следовательно, проживал в свое удовольствие в достатке и изобилии. Что-же плохого было во всём этом?
«Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях» (Лк. 16:20). Имя Лазарь – кратко, как, к примеру Ваня, Таня и т.д. его полное имя Елеазар. Этот Елеазар-Лазарь терпеливо нёс своё нищенское существование. Ко всему прочему он был поражён букетом болезней и проводил свою жизнь неподалёку от ворот в дом богача. Этот несчастный дошел до крайнего бедствия, до такого несчастного состояния, что ему только и оставалось смиренно ожидать, когда богач окончит свою пышную трапезу и его слуги вынесут остатки яств. Этими крошками и питался страдалец, разделяя трапезу с бродячими псами.
Христос - Спаситель говорит эту назидательную причту и нам с вами. Ведь не само богатство служит к погибели человека. Совершенно не грешно иметь дом и всё необходимое для жизни. Быть богатым – не грех, не грех носить пурпур и виссон или устраивать богатые столы, если состояние человека позволяет ему это делать. Однако, когда состоятельный человек имеет с избытком, гораздо больше, чем необходимо для его жизни, тогда у него открывается величайшая возможность благотворить неимущему. Если бы евангельский богач только захотел, скольким он бы смог помочь и облегчить жизнь и тем самым исполнить Закон. Вместе с тем он не замечал своего спасения, которое лежало у ворот его собственного дома.
«Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его» (Лк. 16:22). И сообразно Спаситель говорит, что находясь в аду, будучи в муках, богач поднял свои страдальческие очи и увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Как же вчерашнему богачу стало вдвойне больно созерцать блаженства праведных в комнате небесного дворца. Привыкший брать от мира всё, теперь же оказался в крайне плачевном положении, страшные муки и невыносимые страдания, теперь его удел. И в муках он вспомнил, что видел этого человека ещё при жизни, который лежал в струпьях у ворот дома, однако он никогда не обращал на него никакого внимания.
Несчастное состояние богача усугублялось тем, что он видел Лазаря там где радость неописуемая и высшее блаженство. «И, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк. 16:24). Авраам же не сказал ему ни единого слова обличающее немилосердное сердце. Но должным образом отвечал ему: чадо! вспомни, что в мире том, ты получил уже благое, а Лазарь – злое. Но будучи в скорби от своего положения, он не показал пальцем на ворота твоего дома обличая твою сытость, богатство и черствость сердечную, но терпеливо и безропотно довольствовался тем, что ему давали.
Продолжая, Авраам сказал: ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. И вдруг богач пришел в сострадание к своим братьям: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев и поступают они именно так как я. Они не проявляют ни к кому милосердия и участия, не сострадают ни одной живой душе и имея всего в изобилии, не делятся ни с кем. Пусть Лазарь засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их и книги Священного Писания.
Патриарх Авраам предлагает им обращаться к свидетельству Моисея и пророков, к обычным средствам убеждения и обращения: у них есть написанное Слово, которое они могут читать и слышать от священников, но богач спорит: нет, нет отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. «Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31). Издревле было установлено, что Бог будет говорить через Моисея и пророков, иначе такие сообщения могут вызывать подозрения. Воскрешение из мертвых четверодневного Лазаря не убедило неверующих иудеев, но более того, они сговорились предать смерти Иисуса.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 83 зач., XVI, 19-31.
19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
|