Иисус же, увидев множество людей, «сжалился над ними и совершил множество чудес и исцелил больных их» (Мф. 14:14). Таким образом народ приступает к Иисусу для чудес, а апостолы для учения, и наставлению в вере для спасения душ и восхождение за Христом в жизнь вечную: «Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14:16). Сердечное сочетание с Христом совершается посредством веры. Зачинается вера в сердце человека в тот момент, когда человек при всём своём богатстве сознаёт свою бедность, и познаёт богатство Иисуса Христа. Когда в одном и том же духе встретятся – и познание своей бедности и познание богатства Спасителя, тогда растворяются они взаимно и рождают святую веру.
|
|
Вечером того достопамятного дня, приступили к Нему ученики и сказали: время уже позднее, отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи. Но Спаситель сказал им: «не нужно им идти, вы дайте им есть» (Мф. 14:16). Не ужели Господь не понимал, где они находятся и какой может быть у них запас питания для простого народа? Но этими словами Он подразумевает, что вы – ученики Мои понесёте Моё учение во все концы земли. А слова Мои, сказанные сегодня вам, завтра будут пересказаны всему миру. Однако, ученики были ещё плотскими людьми так как Дух Святой не сошёл на них, и потому сказали Ему: «у нас здесь только пять хлебов и две рыбы» (Мф. 14:17). На это Спаситель ответил: «принесите их Мне сюда» (Мф. 14:18).
Затем велел народу возлечь на сочную зеленеющую траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, кротко воззрел на небо. Христос, это действие совершает не для Своей славы, но в подтверждение посольства от Отца, и воздавая хвалу, со властью благословляет ячменные хлеба. Актом Своего милосердия Он показывает, что садиться за стол для вкушения пищи необходимо каждому произнести молитву. А через молитву с крестным знамением, пища наша освящается и даёт телесную силу организму, врачуя насущные потребности, утоляя чувство голода. Засим, добрый Пастырь: «и преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу» (Мф. 14:19). Таким образом чудесное умножение совершилось сначала в руках Спасителя, потом в руках апостолов.
Символические действие показывают нам, что пять хлебов, прообраз пяти ран, полученные Христом на кресте. А две рыбы — аллегорически указывают - на Ветхий и Новый Заветы. Иисус передаёт, что Он есть Господин Ветхого и Нового Заветов. Отношения Ветхого и Нового Завета – это отношение преемства, а не разрыва. В обоих Заветах к людям обращается один и тот же Бог и Отец, Господа нашего Иисуса Христа. Иисус постоянно указывает на Священное Писание Ветхого Завета как на слово Божие, предвещающее Его приход: «Исследуйте Писания, ибо через них имеете жизнь вечную» (Ин. 5:39). В Иисусе Христе открывается не какой-то другой Бог, а тот же самый Бог ветхозаветных патриархов и пророков.
И в этот достопамятный вечер ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать полных корзин. Аллегорически мы видим, что Господь избрал 12 учеников и число — это равно 12-ти коленам израилевым и 12-ти корзинам. А хлеб этот - слово Божие и не ʺдоевʺ его этот духовный хлеб, собранный в корзины, ученики понесут во все концы земли. И проповедуют Евангелие, покаяние всем народам. Сказано Спасителем: «кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» (Мк. 16:16). Насытившихся было пять тысяч мужчин, не считая женщин и детей. Этим разделением евангелист Матфей подчёркивает, что мужчина глава жены и это определяет Бог.
В наше время многое утеряно в семейных отношениях. Мужчины теряют ответственность и часто бутылка водки для них занимает первое место. Муж забывает, что он основа своей семьи, об этом говорит апостол Павел «всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11:3). Мужчины научаются от пастырей Божиему слову и вере и укрепляют своих жён и детей, тем самым участвуют в их духовном становлении. Так как супруги – это «одна плоть» становятся одним телом и душой в церковном браке, и забота о ней должна быть такой же естественной, как о своём собственном теле: «так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5:28).
Когда народ нежданно насытился, между собой они говорили: не это ли Миссия? Не это ли обещанный нам Спаситель? Давайте поставим Его царём над нами. Однако, Господь пришёл не царствовать в этом временном мире. Но благовествовать о Царстве Небесном: «Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня….» (Ин. 18:36). И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и переправиться на другой берег, пока Он отпустит народ. Причину столь спешной переправы на другой берег объясняет евангелист Иоанн: «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир» (Ин. 6:14).
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Мф., 58 зач., XIV, 14-22.
14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
18 Он сказал: принесите их Мне сюда.
19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
|