Спаситель обращается к Своему творению в иносказательном рассказе просто и понятно, а иногда аллегорически. Использует трудно выразимый смысл «благой вести» в самых обычных жизненных ситуациях и повседневных вещах. Чтобы достучаться до каменного человеческого сердца Он использует сравнения и метафоры. В тот достопамятный день Господь произнёс притчу, которая помогла слушателям увидеть религиозную истину: «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов» (Мф. 18:23-24). Мера таланта равнялась 25 кг золота. Следовательно, этот знатный человек задолжал своему государю огромные средства.
|
|
Но должник не имел возможности вернуть долг, и потому последний приказал: «продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить» (Мф. 18:25). Вот тогда раб тот пал на колени и дрожащим голосом произнёс: государь! потерпи на мне, и я всё верну. Государь, выслушав, проявил милость, и отпуская его простил ему весь долг. Однако должник на пути встретил одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев. Схватив его, стал душить, и в порыве гнева произнёс: «отдай мне, что должен» (Мф. 18:28). А товарищ пал к ногам его, стал умолять: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но жестокосердный не стал даже слушать, а повелел посадить его в темницу, пока не отдаст долга.
В этой притчи мы узнаём, что пострадавший от неблагодарного раба вызывает сострадание даже у посторонних наблюдателей этой жестокости: «товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее» (Мф. 18:31). Тогда государь, меряя суд той же мерой, призывает к ответу должника и говорит ему: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф. 18:31-33). И молчал злой раб и не имел, что сказать в оправдание. Видимо он не понял, что справедливость может быть только тогда, когда она выше справедливости. В союзе справедливости разгневанный государь отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
Аллегория этой притчи в том и заключается, что мы все в неоплатном долгу перед Богом. Перед Богом, который принял муки и смерть на Кресте за грехи и беззакония наши. Осознавая порочность бытия своего, мы приходим в дом Божий, чтобы начать жить небесной жизнью и прилагаем усилие исправить себя, тем самым отдавая Богу должное. А если человек грешил и жил беспечно 30 или 50 лет. Только теперь осознав, что его жизнь неугодная Богу человек начинает свой путь через покаяние. И сколько ему каяться, столько же лет, сколько и грешил? Подводя итог притчи, Иисус произнёс: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35).
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Мф., 77 зач., XVIII, 23-35.
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
|