ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Неделя 15-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь Печать

20230917 084205

17 сентября 2023 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 22:35-46).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Господь наш Иисус Христос, как мы слышим из сегодняшнего Евангельского чтения, истолковано посрамил саддукеев. Он открыл им правду о вечной жизни и о Царствии Небесном, в которой любовь остаётся, а чувственные стороны в человеческих отношениях исчезают или преобразуются. Фарисеи, услышав, что Иисус привел саддукеев в молчание, тотчас собрались вместе. И находясь в озлоблении и движимые ненасытным чувством казуистики и препирательства против Сына Человеческого – Иисуса Христа, отправляют к Нему некого законника. Этот блистательный специалист, изучающий тору, решил со своей стороны испытать объём учености и глубину мудрости Христа Иисуса.

И подойдя, побуждаемый собственным честолюбием, спросил: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф. 22:36). В то достопамятное время уже в народе бродили споры о заповедях данных Богом Моисею. Одни знатоки Закона делали упор на ту или иную заповедь, а другие соответственно на иные заповеди Десятословия. Собственно такая картина встречается и сейчас. Иудеи 10 заповедей переложили в Мицвот - 613 заповедей иудаизма. Все заповеди этого списка перечислены в Торе. Их делят на 2 главные категории: первая содержит 248 заповедей, и обязывает к исполнению определённых вещей, вторая - 365 заповедей, запрещает определённые действия.

img5cbd45a5f3ef8898y6yerer0ugh

Моисею Бог дал 10 заповедей на двух Скрижалях Завета, 4 заповеди на одной скрижали, а 6 на другой. Обращаясь к фарисею, а в его лице и ко всем будущим поколениям, Иисус сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). В словах скрыто бытие человека по замыслу Творца. Если для человека эти слова ветер, то этот человек никогда не любил Бога. Любовь видна  через отношение к ближнему. Любовь к Богу видна потому, как человек всецело доверяется божественному промыслу о себе самом.

Иногда испытания и скорби попускаются нам, потому что мы забываем о доверительном отношении к Богу и надеемся лишь на людей, ближних или дальних. Хотя Господь через царя и псалмопевца Давида говорит: «Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в коих нет спасения» (Пс. 145:3). Поэтому любить Бога всем сердцем это всецело доверять Ему. Всей своей душой иметь надежду на спасение, всем своим разумением жить по воле Бога. Вторая заповедь гласит о любви к человеку, поскольку человек это создание Божие. И Бог призывает нас любить ближнего твоего, как самого себя. Отсюда становится ясным, что любовь к Богу и любовь к ближнему взаимно обусловлены, так что в каждой из них, непременно мыслится и другая.

Если мы посмотрим на вторую половину скрижали Завета, то увидим, что она начинается с 5-й заповеди: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». Бедность и нищета духовная ожидает тех, кто не чтит отца и мать своих. Но благоденствие и богатство ожидает тех, кто любит и чтит своих отца и мать, потому что через любовь этот человек исполняет волю Бога. А дальше на скрижали мы читаем следующие заповеди: «Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».  

Что же это значит? То, что, если человек действительно достиг настоящей любви к Богу и ближним, он не может нарушить ни одну из десяти заповедей, потому что они все говорят о любви к Богу и людям. Каждому даётся свой крест и необходимо довольствоваться собственным крестоношением, и тогда такой человек войдёт в вечность. Сказав фарисеям о двух заповедях, Иисус тем самым завершает их метания и споры на эту тему. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: «что вы думаете о Христе? чей Он сын?» (Мф. 22:41-42). Фарисеи не ожидали такого вопроса, поскольку Христос означает Спаситель, Мессия. Тот, Кто придёт спасти мир. И отвечали Ему: Давидов сын, царя израильского и пророка Божия.

Тогда Иисус говорит им словами Псалтири 109 псалма, которые знал каждый знаток Закона, считая его ясно мессианским: «как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» (Мф. 22:43-45). В Своём вопросе к ним Спаситель открывает тайну Боговоплощения Нового Завета. Сын -божественный, а не человеческий, сын Давида по человеческому рождению, но Господь Давида по Своей божественной сущности. Таким образом фарисеи при всей своей мудрости жестоко заблуждались: «и никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» (Мф. 22:46)

Аминь.

d322efault2323

 Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 92 зач., XXII, 35-46.

35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

38 сия есть первая и наибольшая заповедь;

39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

41Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

42 что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

43 Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"