ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Неделя 28-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь Печать

20231217 08310223

17 декабря 2023 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Лк. 17:12-19).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В сегодняшнем евангельском чтении мы услышали свидетельство апостола Луки о трогательном случае, исцелении Христом десяти прокажённых. Когда Спасителю надлежало идти в Иерусалим, то Его путешествие лежало между границами  областей, Самарии Галилеи. Приближаясь к окрестности одной деревни, Он встречает десять прокаженных мужей, которые остановились поодаль от Него и хриплым, жалобным воплем возопили: «Иисус Наставник! Помилуй нас» (Лк. 17:13). Проказа «мацора», так сказать живая смерть, передается воздушно-капельным путем и потому болящие, выселенные из общества не смели близко приближаться к здоровым и предостерегая всех говорили: таме, таме – нечист, нечист!

Надо сказать, что страдальцы обязаны были носить закрытые одежды, чтобы не пугать окружающих своим видом. На одеждах был прикреплён колокольчик, который в тёмное время суток своим звоном предупреждал о приближении опасности. Вследствие духовной болезни человека, происходит болезнь физическая. Эта внутренняя дисгармония приводит к тому, что неблагоприятные воздействия внешней среды, которым человек уже не может противостоять, обрушиваются на него, вызывая разнообразные болезни и страдания, а в конечном итоге – смерть. Теперь приходится жить лишь той жизнью, которая возможна по собственной природе физического мира, даже перед лицом болезни и страданий.

8160742b0e46c4fee8490-2048x1339 Jesus heals ten lepers1

Из книги Числа, зачитаю: «И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, - ибо он взял за себя Ефиоплянку, и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал сие Господь. Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле. И сказал Господь внезапно Моисею и Аарону и Мариами: выйдите вы трое к скинии собрания. И вышли все трое. И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба. И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, - он верен во всем дому́ Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел. И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом. Аарон взглянул на Мариам, и вот, она в проказе. И сказал Аарон Моисею: господин мой! не поставь нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили; не попусти, чтоб она была, как мертворожденный младенец, у которого, когда он выходит из чрева матери своей, истлела уже половина тела. И возопил Моисей к Господу, говоря: Боже, исцели ее! И сказал Господь Моисею: если бы отец ее плюнул ей в лице, то не должна ли была бы она стыдиться семь дней? итак пусть будет она в заключении семь дней вне стана, а после опять возвратится. И пробыла Мариам в заключении вне стана семь дней, и народ не отправлялся в путь, доколе не возвратилась Мариам» (Чис. 12:1-15).

 Многие спрашивают меня, сколько держать пост перед Таинством Причастия? Вот вы услышали, как Господь наказал Мариам, сестру Моисея на семь дней. И, понеся семидневное покаяние, она очистилась и вернулась в общество. Запомните это число и пожалуйста, не надо искать себе оправданий. Всё-же существуют разные меры говения перед Причастием, единого правила, которое было бы установлено для всех, не существует. Практика трёх-семидневного поста перед Причастием возникла в XVIII – XIX веках, в период евхаристического охлаждения, когда люди причащались раз-два в год, соответственно они и постились около недели. Все эти вопросы, касающиеся постного воздержания, каждый должен решать сам, а может и с духовником. 

Иисус не исцелил своих просителей мгновенно, но не дожидаясь приближения к ним, громко сказал: «пойдите, покажитесь священникам» (Лк. 17:14). И тем самым мы снова убеждаемся, что физические недуги происходят от болезни души.  По Закону Моисея именно священники должны были засвидетельствовать, что человек здоров и может находиться в обществе. Когда прокажённые шли, проказа оставила их, и они очистились. Один из них, видя, что исцелён, возвратился, прославляя Бога, пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Как мы с вами помним иудеи «не сообщались» с самарянами (Ин. 4:9). Однако самарянин, принадлежащий к классической секте, тотчас вернулся к своему Спасителю и благодарил Его.

Как непривычно и удивительно было Иисусу видеть вопиющее бесстыдство ко всякой неблагодарности и потому Он с грустной удивленностью, возмутительно сказал: «не десять ли очистились? где же девять?» (Лк. 12:17). Все эти милосердные благодеяния как бы упали в безмолвную могилу. Спаситель возродил их телесное бытие, но не вызвал даже отголоска благодарности: «как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лк. 17:18). Но благодарный самарянин кротко молчал, ибо ему нечего было сказать за тех правоверных иудеев, которые даже не посчитали должным и нужным вернуться и в благодарность поклониться своему Спасителю Христу.  

Можно подвести такой эпилог сегодняшнего повествования: Если человек всегда благодарит Бога в добром здравии и прославляет Отца Небесного, то оказавшись в стеснённой ситуации или подверженным тяжкому недугу, скорбью или болью то он и тогда найдёт в себе силы славить Господа. А если человек неблагодарный в счастье и покое, то в скорби тем более он не вспомнит о своём Спасителе. Ибо благодарение Богу глубоко личностное и исходит от состояния и движения человеческой души. Вместе с тем, благодарение оказывается делом Божиим, потому что по онтологическому устроению мира: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

Аминь.

pougiuvggvcb23

Евангельское Чтение

Лит. -  Лк., 85 зач., XVII, 12-19.

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"