ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Воскресная проповедь 27.04.2014 Печать

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

Евангелие, которое только что было прочитано, говорит о чудесном воскресении Господа нашего Иисуса Христа, хотя, я много раз вам говорил, что для Бога не может быть чудес. Это никакое не чудо. Христос воскрешается, потому что Бог и не умирал. Он умер телом как человек и был положен во гроб, но Сам же всем Своим существом и всем Своим могуществом сошел во ад для того, чтобы победить ад, для того, чтобы людям, которые сходили в недра бездны, для них воссиял свет, свет великой истины, и все те, которые имели надежду и веру в Спасителя - Мессию, этой веры было достаточно, чтобы встретить Христа-Спасителя в адовых темницах и от Него получить жизнь.

В первый вечерний после скорбной субботы день, тогда этот день не назывался «воскресеньем», ученики собрались все вместе в горнице, при наглухо закрытых входных дверях. Один Иоанн сообщает товарищам о том, что хитон не разделен на части между четырьмя воинами, что в разделении одежд Христа исполнилось пророчество о Мессии. Ученики в тот вечер рассуждали: «сколько времени мы были с Учителем, и вдруг Его, Который победил смерть, воскресил от смерти Лазаря Четверодневного, дал слепцу зрение, хромым силы, и прокаженных очищал, Его прибили к кресту и Он телом умирает, по человечеству!» Умирает почти в одиночестве. Рассуждали о последних минутах крестных страданий Спасителя и о том, что умер их Учитель, но не умерла их любовь к Нему. Еще несколько дней назад ученики клялись, что они готовы пойти с Ним на смерть и даже душу свою отдать за Него! Учитель на эти слова ответил им так: «Неужели вы не помните Писание, где сказано: поражу пастыря, и разойдутся овцы», то есть, «разбегутся чада из-за страха смерти».

27 И глагола им Иисус, яко вси соблазнитеся о Мне в нощь сию: писано бо есть: поражу пастыря, и разыдутся овцы.

(Мк 14:27)

И вдруг, когда они обо всем этом размышляют, и двери в горницу у них закрыты из опасения, - потому что Иудеи распяли не только Иисуса, но даже стали искать Его учеников, как бы не ворвались неожиданно для того, чтобы схватить их. В общей беседе жены сказали, что они были ранним утром у гроба возлюбленного Учителя, неся приготовленные ароматы, и не обрели тела Иисуса, но увидели в правой стороне гроба юношу, облеченного в белую одежду, который сказал им: «Не ужасайтесь, Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь». Мария Магдалина поведала, что во второй раз, куда влекла её «крепкая, как смерть, любовь», вернулась к месту погребения своего Учителя, и необычайное зрелище открылось пред полными слез глазами. Христос явился ей, и она пыталась даже взять Его за ноги, но Он запретил ей и сказал, что «Он идет к Отцу Своему и Богу нашему». Запрещает ей прикасаться к Нему, потому что: «видя Меня, почитаешь только человеком, и ещё не знаешь равенства Моего с Отцом, не прикасайся ко Мне, как к простому человеку, не принимай Меня такою верою, но уразумей во Мне Слово, равное Отцу». Удостоившаяся явления Воскресшего возвестила: «Я должна вам передать радостную весть о скором отшествии Его к Отцу, за которым, как Он говорил вам в прощальной беседе, должно последовать сошествие Святого Духа».

17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

(Ин 20:17)

6 Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие,

7 и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9 Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

(Ин 20:6-9)

Петр поведал ученикам: «Я пошел к гробу, когда мне сказали мироносицы, но наклонившись внутрь я не нашел тела Иисуса, а лежали одни лишь погребальные пелены и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. За Петром в пещеру вошел Иоанн; (Ин 20:5-8) Я видел, как камень был отвален от гроба, и не нашел тела нашего Христа и Учителя. Войдя в гроб, обрел, хотя невидимый, но действительный внутренний свет веры в воскресение Христово».

И вот обо всём этом они беседуют. И никто из них не может дать ответа тому, что случилось. С трудом проникала вера в воскресение Христа в души апостолов: даже для «камня веры» Петра непонятна мысль о необходимости крестных страданий «Сына Бога Живаго», а потому для учеников Христовых непонятны были и слова Спасителя о Своем воскресении, которое неразрывно связано с Его уничижением. Они не верили воскресению Спасителя даже тогда, когда о явлении Воскресшего говорили жены-мироносицы. И ответ на их сомнения дает только Христос, Который входит, ибо двери и стены уже Его не держат, но входит Он телесным образом. И не просто телом, но с язвами, или с ранами, на руках и ногах. Когда же Он явился пред ними, они ужаснулись. Что они видят?!

Иисус сказал: «Мир вам»! Не ужасайтесь. Ученики в недоумении слышат голос своего Учителя, но им кажется, что это дух между ними. Христос видит их помышления и говорит: «почто помышления входят в сердца ваша? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои. Это Я есть. Имате ли что снедно зде; (Лк 24:41), то есть, «имеете ли вы, что кушать?» - и они дают Ему печёную рыбу и мед. И Он вкушает пред ними, говоря: «Посмотрите; ибо дух плоти и кости не имать, а Меня вы видите имуща» (Лк 24:39). Иисус сказал им вторично: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго». Это дуновение, служившее видимым знаком дарования Святого Духа, посвящающее апостолов на служение евангельской проповеди, в тоже время восстановляло в человеке помраченный грехом образ Божий. Приятие Святого Духа передавало апостолам ключи Царства Небесного, получили власть вязать и решать совесть людей, чтобы уничтожить корень вражды - грех. «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Христос, давая право ученикам вязать и решить, исполняет Свое обещание, данное Им некогда в лице Петра всем апостолам, и этим дарованием Духа, Христос открывает начало существованию Церкви.

Фомы, одного из двенадцати учеников, не было с ними, когда приходил Иисус. Другие говорят ему: «мы видели Господа, Он явился всем нам». Они с радостью сообщают о воскресении Христа апостолу. Вероятно первый уходил в день воскресения из Иерусалима и не удостоился видеть Воскресшего Учителя. Полный своего неверия и их рассказам о том, что они видели именно Христа и раны на руках и в боку Его. Он сам лично хочет видеть и даже осязать эти раны: «Пока я не увижу на руках у Него язвы от гвоздей, пока я не коснусь руками Его ран, пока я не коснусь рукой Его ребра, - говорит Фома, - я не поверю». Упрямство его характера сказалось в настоящем случае с особой силой. «Ну что вы мне здесь рассказываете?» - говорит Фома, - вполне свойственно его человеческой натуре. Из Евангелия от Иоанна ясно видно, что Фома не поверил даже согласному свидетельству своих товарищей, утверждающих, что они видели Господа. Апостол при стремительности чувства, готового на самопожертвование, отличался особенной пытливостью ума, мало склонного доверять словам других, пока не увидит подтверждение им на собственном опыте. В таком состоянии Фома пробыл определенное время.

На восьмой день после явления Христа он был вместе с учениками, - в Иерусалиме вечером, при закрытых дверях, в этой же горнице. И когда двери были закрыты наглухо, является им Иисус, стал посреди них и сказал: «мир вам!». Ученики возрадовались, что снова видят Учителя, им явился Тот, Который победил смерть, Тот, Который создал всё, ибо без Него ничего не может быть. Потом Иисус говорит Фоме: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои и ноги Мои; подай руку твою и коснись Моего ребра; и не будь неверующим, но верующим». Фома, - увидел Иисуса, Его раны, исполняет веление Господа и «любопытною десницей» (стихира антипасхи). Филарет, митрополит Московский, говорит: прикасается «к открытым устьям внутреннего источника жизни», что возвращает к жизни почти умершую веру апостола. Радостный вопль из облегченной от тяжелого бремени неверия души ученика, удивляется Фома и говорит: «Воистину, воистину Бог мой и Господь мой!». И тогда Иисус говорит: «блаженны не видевшие, но веровавшие; ведь ты уверовал в Меня только тогда, когда убедился, что это Я; но счастливые те люди, которым достаточно будет веры». Этим ответом Господь в лице Фомы Близнеца выразил порицание всем, ищущим наглядных и очевидных знамений для своего уверения и указал на превосходство веры тех, которые не нуждаются в этом.

Ученики уразумели всю тайну Боговоплощения и пришествия в мир Сына Божия, и для чего вообще создан этот мир, и ради чего человек живет.

Заканчивает евангелист Иоанн Евангелие словами: «Много и иных чудес сотворил Иисус, которые невозможно вместить в книгу, не хватит места. Но то, что написано, вы должны уверовать, что Иисус есть Христос, Сын Божий, ибо через веру имеете жизнь вечную». Аминь.

 

37 Убоявшеся же и пристрашни бывше, мняху дух видети:

38 и рече им: что смущени есте; и почто помышления входят в сердца ваша;

39 видите руце Мои и нозе Мои, яко сам Аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща.

40 И сие рек, показа им руце и нозе.

41 Еще же неверующым им от радости и чудящымся, рече им: имате ли что снедно зде;

42 Они же даша Ему рыбы печены часть и от пчел сот.

43 И взем пред ними яде,

44 рече же им: сия суть словеса, яже глаголах к вам еще сый с вами, яко подобает скончатися всем написанным в законе Моисеове и пророцех и псалмех о Мне.

45 Тогда отверзе им ум разумети писания

46 и рече им, яко тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу и воскреснути от мертвых в третий день,

47 и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима:

(Лк 24:37-47)

 

Евангельское Чтение

Ин., 65 зач., XX, 19-31.

19 Сущу же позде в день той во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы (Его) собрани, страха ради Иудейска, прииде Иисус и ста посреде и глагола им: мир вам.

20 И сие рек, показа им руце (и нозе) и ребра Своя. Возрадовашася убо ученицы, видевше Господа.

21 Рече же им Иисус паки: мир вам: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы.

22 И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят:

23 имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся.

24 Фома же, един от обоюнадесяте, глаголемыи Близнец, не бе (ту) с ними, егда прииде Иисус.

25 Глаголаху же ему друзии ученицы: видехом Господа. Он же рече им: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры.

26 И по днех осмих паки бяху внутрь ученицы Его, и Фома с ними. Прииде Иисус дверем затворенным, и ста посреде (их) и рече: мир вам.

27 Потом глагола Фоме: принеси перст твой семо и виждь руце Мои: и принеси руку твою и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен.

28 И отвеща Фома и рече Ему: Господь мой и Бог мой.

29 Глагола ему Иисус: яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии и веровавше.

30 Многа же и ина знамения сотвори Иисус пред ученики Своими, яже не суть писана в книгах сих:

31 сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его.

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

Христос Воскресе!

- Воистину Воскресе!

Христос Воскресе!

- Воистину Воскресе!

Христос Воскресе!

- Воистину Воскресе!

Воистину Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Такие великие слова заключены в тропаре. Сила воскресения Христова несоизмерима и даже несоразмерна с нашим умом. Человек не может понять всего того Божественного и того Величайшего Таинства, которое сотворил Господь Бог. Мы мерим своим земным мерилом, своей меркой, которая иногда и вредна и пагубна. Мы не можем мерить тем мерилом, которым всему определяет Христос Бог. Иногда нам кажется, что мы правы, мы видим это так или так, мы считаем, что это, вот, должно быть таким способом, или таким определением, но мы совершенно слабы против разума Творца. Мы пытаемся понять Символ веры, пытаемся понять цель пришествия в мир Сына Божия, и кажется нам, что мы всё понимаем… Да ничего мы не можем понять!.. Никогда мы не познаем ту величайшую глубину в деле спасения человека, которое на Себя возложил Христос-Бог. Никогда мы не поймем того, что сокрыто от нас, потому что наш разум не способен понять того, что закрыто. Мы способны понимать лишь то, что нас ведет к спасению. Бог много на нас не накладывает. Всего лишь исполнение десяти заповедей. Не более того. Исполняя заповедь и имея твердую веру в Господа нашего Иисуса Христа, мы имеем возможность вечно жить с Творцом. Мы не должны зря прожигать этот жизненный путь: нам кажется, семьдесят лет, либо восемьдесят лет это большой срок, но перед Богом он ничтожно мал. Ничтожно мал!.. Потому как это время - время испытаний, время школы, время учения. Всё остальное за нас сделал Бог. Даже распялся ради нас и ради нашего спасения, принял телесную - страшную, мучительную, уничиженную смерть, ибо настолько возлюбил человека, что даже взошел на Крестные Страдания, претерпел унижения, издевательства, и даже биения. Хуже того - позволил нечестивцам на Главу Свою надеть терновый венец, а затем Ему закрыли лицо и пакости Ему делали, и даже пригибали колена и говорили: «Скажи нам, Царь Иудейский, кто сейчас Тебя ударил?»

67 Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам

68 и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?

(Мф 26:67-68)

Разве мы можем понять всю ту полноту смирения, которую Христос перенес ради нас?.. А мы же с вами и толики малой не всегда можем понести... Поэтому, братья и сестры, будем благодарить нашего Господа за все Его милости к нам, за все Его благие деяния, за всю ту любовь, которую Он к нам проявляет, за то, что Он не отринул нас от Себя по грехам нашим. Ибо мы должны богатеть добрыми делами и поступками, должны любить друг друга, - так учит нас Бог. «Мир вам! Если будет среди вас мир, мир узнает, что вы Мои ученики. Если между вами мира не будет и согласия, вы не Мои дети».

35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

(Ин 13:35)

У Бога построено все на послушании от Творца к Своему творению, так и в Церкви нашей построено всё по воле Божией через послушание: один служит, другой поет, третий подсвечники вычищает, четвертый несет послушание в алтаре, и так далее. Всё строится на послушании. Только через послушание мы можем спастись. Во всем должна быть любовь к Богу и послушание к Нему, - в любых начинаниях. И невзначай, что один поет на клиросе, а другой самым последним стоит в храме. Бог с каждого спросит. С каждого по его силе и по его послушанию.

Вас же всех поздравляю со 2-й Неделей Пасхи, которая в Церкви именуется Антипасха, или продолжение. Продолжение 2-й Пасхальной Седмицы, так как впереди Радоница, она именуется «Пасха мертвых». Для Бога нет мертвых, но это для нас называется так, потому что перед Богом мы все живы - одни по ту сторону жизни, другие по эту сторону. Если мы проводили человека в мир загробный когда-то, может быть, 10, 12 лет назад, трагически или по болезни или старости он ушел, нельзя думать, что он сгинул навеки! Быть того не может! Пример тому, когда Христос преобразился на горе Фавор. И вместе с Иисусом были три ученика - Иаков, Иоанн и Петр. Они видели Преображение Учителя и явление Моисея и Илии, которые жили до рождения Христа тысячи лет назад. Ведь они не канули в пакибытие! Но в тот день и час, когда Бог решил явить славу Свою ученикам, они, два пророка, явились пред лицем Божиим. Это видели апостолы и ужаснулись. Петр сказал: «Давай, Господи, мы сделаем Тебе сень, Моисею, Илии». А зачем им сени?.. Он, Симон-Петр, мерит своим умом, еще не просвещенным, а пытается что-то подсказать, или умилостивить Бога. А ведь какая сень им нужна?.. Они ведь не понимают, о чем говорят. И когда спускались с горы Фавор, Учитель сказал: «Не говорите никому, что вы сейчас видели. Не пришло еще время. Когда Сын Человеческий из мертвых воскреснет, тогда проповедуйте это по всему миру». И они не поняли, о чем Он говорит. О какой смерти идет речь? Какая может быть смерть, когда народ толпится возле горы, тысячи давят друг друга, спешат увидеть Христа и упасть перед Ним на колени, либо коснуться края одежды Его! А Он говорит о смерти… Не могли ученики этому всему внять. И мы с вами, братья и сестры, не все понимаем. Не надо блудить разумом. Есть элементарные молитвы. Символ веры - ведь в нем всё сказано. Молитва Господня «Отче наш» - величайшая молитва! Что же еще мы должны искать? Заповеди, мы должны исполнять. И к этому всему прибавить веру. Где, мы слышали в Евангелии, сказал Иоанн Богослов: «Всё, что написано, дабы вы веру имели, и через эту веру вам открыты будут пути в жизнь вечную» (Ин 20:31). Аминь.

Ангела-Хранителя и Божие благословение. Служба на неделе - в понедельник вечерня в 16:00, во вторник в 08:00 начало Божественной литургии, и по окончании Божественной литургии - панихида по всем от века умершим православным христианам. Это именно тот день, когда все наши находящиеся по ту сторону жизни надеются, что мы за них вознесем молитву Богу. Милосердный Господь, видя нашу молитву за них, - как молитва-просьба четырех - они несли расслабленного человека на одре лежащего к Иисусу. Он видел веру их, сказал расслабленному: «чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк 2:5).

В понедельник вечером мы будем служить особую службу, а также во вторник мы вознесем молитву нашему Господу на наших отцов, за наших матерей, за родителей, за всех умерших. Не поленимся попросить у Господа Бога прощения, и надеемся, что Милосердный Бог услышит нашу сердечную молитву и через нас простит всех наших сродников и христиан православных, позволит войти им в Царство Небесное.

Ангела-Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.

 

1 И по днех шестих поят Иисус Петра и Иакова и Иоанна брата его, и возведе их на гору высоку едины,

2 и преобразися пред ними: и просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет.

3 И се, явистася им Моисей и Илиа, с ним глаголюща.

4 Отвещав же Петр рече (ко) Иисусови: Господи, добро есть нам зде быти: аще хощеши, сотворим зде три сени, Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии.

5 Еще (же) ему глаголющу, се, облак светел осени их: и се, глас из облака глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте.

6 И слышавше ученицы падоша ницы и убояшася зело.

7 И приступль Иисус прикоснуся их и рече: востаните и не бойтеся.

8 Возведше же очи свои, ни когоже видеша, токмо Иисуса единаго.

9 И сходящым им с горы, заповеда им Иисус, глаголя: ни комуже поведите видения, дондеже Сын Человеческий из мертвых воскреснет.

(Мф 17:1-9)

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"